Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

10 способов приучить ребенка убирать за собой игрушки и вещи

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

Разбросанные по дому игрушки становятся проблемой многих родителей. Это и неудобно, и противоречит правильному воспитанию ребенка.

Приучить ребенка убирать за собой игрушки и вещи – одна из вех воспитания, через которую придется пройти и взрослым, и детям.

Однако прежде, чем учить малыша прибирать за собой, проанализируйте его готовность к этому, учтите его возраст и ознакомьтесь с рекомендациями психолога.

В каком возрасте стоит начинать учить ребенка убирать за собой?

Воспитывать в крохе аккуратность нужно с годовалого возраста, когда ребенок уже научился ходить. В год дети охотно отвечают на просьбы родителей помочь, поэтому не отказываются убирать игрушки после игры. Если малыш может перенести что-то сам, значит справится и с уборкой разбросанных игрушек. Главное правильно подобрать способ, уловить момент и учесть способности чада.

Дети 2-3 лет такие просьбы воспринимают иначе – им интересно, как поведут себя родители, если получат отказ на свою просьбу.

Однако это не повод прекращать попытки приучить малыша убирать за собой вещи: обучение должно быть регулярным, систематическим и продолжаться до тех пор, пока у ребенка не выработается понимание того, зачем проводить такую уборку, а также пока у него не зафиксируется привычка это делать.

Способ 1. Изобретение

Придумайте с ребенком необычные предметы для уборки. Например, картонная коробка, на скорую руку разукрашенная, станет космической ракетой, собирающей космических путешественников (игрушки). Это и весело, и развивает творческое мышление.

Способ 2. Сюжетно-ролевые игры

Игра всегда интересна ребенку. Сюжетно-ролевые игры больше подходят для деток от 2-х лет. Предложите ребенку сыграть роль любимого персонажа мультфильма или книжки, который спешит очистить мир от беспорядка, или же представить себя уборочной техникой. Положительные эмоции закрепят привычку и превратят обязанность в приятное занятие.

Способ 3. Время объявлений

Позвольте ребенку убирать не все игрушки сразу. Например, объявите «Время кукол», когда все куколки ребенку необходимо собрать в одном месте и спрятать. Позже объявите «Пору конструктора» и т.д. Разбавить время объявлений можно приятными заданиями, минутками отдыха и вкусными поощрениями.

Способ 4. Квест

Превратите уборку в приключение: организуйте несколько станций, к которым нужно доставить игрушки определенного типа. Пусть одна коробка – станция для кукол, вторая – станция для мячей, третья – для конструктора. Добавьте в квест загадки, шутки и мини-награды.

Способ 5. Олимпийские игры

Устройте соревнования взрослых и ребенка или же конкурсы между детьми (если у вас двое и больше деток) в стиле «Кто быстрее соберет?», «Кто красивее сложит?», «Кто правильно разделит?». Здесь детей больше интересует процесс, чем вознаграждение.

Способ 6. Семейные субботники

Устраивайте генеральную уборку, в которой участие принимают все члены семьи. Это поможет малышу включиться в клининговые процессы и осознать свою важность в этом деле. В качестве каждодневного варианта можно устраивать вечерние уборки десятиминутки с привязкой к ужину.

Способ 7. Награды

Мультфильмы и шоколадки в качестве поощрения – это не совсем педагогично. Другое дело – желанная наклейка, новое платье для любимой куклы, разрешение вскарабкаться на дерево, сходить в гости. Похвала и награда – важная часть воспитания.

Способ 8. Три коробки

Предложите ребенку пользоваться тремя коробками: Волшебной, Ленивой и Важной. Волшебная должна быть самой красивой, ведь в ней будут жить любимые куклы-принцессы, говорящие зверушки и супергерои.

В Ленивой расположатся ненужные предметы обихода, представляющие для ребенка большой интерес (поварешки, болтики). В Важную кроха будет складывать все для творчества (альбомы, краски, пластилин, ножницы, клей и т.д.).

Момент распределения придает уборке важности, а ребенок чувствует себя не просто уборщиком, а волшебником-распределителем (как шляпа из истории о Гарри Поттере).

Способ 9. Пример мамы и папы

Малыши склонны во всем и всегда подражать взрослым. Покажите свой пример: уберите свою одежду, посуду, флакончики с косметикой, рассказывая, зачем вы это делаете и почему это так полезно. Акцентируйте внимание крохи, что у него тоже есть очень важное дело – уборка игрушек, которая принесет много пользы и другим жителям дома.

Способ 10. Накапливайте баллы

За проведенную уборку и вообще помощь по дому начисляйте ребенку баллы, которые позже он сможет трансформировать в исполнение своих желаний: покупку велосипеда, поход в детский игровой центр, желанное морожено и т.д.

Советы психолога

Психологи рекомендуют приучать детей к порядку и чистоте в комнате, следуя четырем этапам:

  1. Осознание. Покажите малышу практическую ценность уборки. Он должен на своем опыте убедиться, что играть и жить с разбросанными вещами неудобно и неприятно.
  2. Планирование. Поскольку уборка занимает определенное время, поэтому необходимо внести коррективы в привычное расписание дня: перенести некоторые дела, уменьшить время на выполнение других задач.
  3. Настроение. И ребенок, и родители должны подходить к задаче с положительными эмоциями и мыслями. Опрятность должна ассоциироваться с хорошим настроением и чем-то приятным.
  4. Воплощение. Подготовьте все необходимое – коробки, ящики и полки под хранение игрушек, поговорите со всеми домочадцами о новых правилах и ни в коем случае не отступайте от намеченной цели.

Помните, про постоянство и встраивание в повседневную жизнь с привязкой к режимным моментам (например, ко сну, обеду, прогулке, просмотру мультфильмов или чтению книги). Перерывы в один или несколько дней в прививании привычки могут свести на нет многонедельные старания.

Психологи акцентируют внимание на ключевых нюансах выработки столь необходимой в жизни привычки:

  • Научить ребенка убирать за собой игрушки в один момент невозможно – это делается постепенно. Помогайте ему и напоминайте до тех пор, пока малыш не начнет делать что-то без вашего вмешательства. Только после этого можно приступать к вырабатыванию следующей привычки.
  • Перед тем, как приучить ребенка убирать за собой, поработайте и над собственными привычками и организуйте режим дня и домашнее пространство так, чтобы появление новой обязанности не вызывало у малыша трудностей.
  • Прося ребеночка убрать игрушки, следите за тем, чтобы их не было слишком много: задача может показаться крохе невыполнимой и может даже вызвать у него страх, неприятие и даже спровоцировать настоящую истерику.
  • Если малютка отказывается выполнять вашу просьбу, не давите на него и ни в коем случае не кричите и не ругайте. Дождитесь, когда ребенок попросит вас о чем-то. В этот момент скажите, что его просьба будет выполнена после того, как он уберет игрушки.

Помните, только с вашей помощью и любовью уборка превратится для крохи в приятное и увлекательное занятие.

Источник: https://itlandia.by/blog/10-sposobov-priuchit-rebenka-ubirat-za-soboy-igrushki-i-veshchi/

По коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек.

Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано.

Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки.

Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать.

Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так.

Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки.

Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио.

За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано.

Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез.

Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей.

Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро.

Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит.

Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают.

Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах.

В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули».

Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют.

Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно.

В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Порядок в игрушках — порядок в голове и, соответственно, порядок по жизни. Хаос в игрушках наносит только вред, рассеивает внимание. В магазинах великий выбор продуманных систем хранения и сортировки вещей на любой вкус и кошелек. Мешки, контейнеры, стаканы и карманы можно разместить компактно и продуманно даже в маленькой квартире.

Это здравый современный подход. Часто детям сложно собирать игрушки, потому что система хранения не продумана. Ребенку должно быть удобно. Детям младшего возраста можно предложить более простой вариант: несколько контейнеров, куда можно сложить игрушки просто в беспорядке. Если ребенок уже легко справляется с уборкой игрушек в целом, можно перейти к более точной сортировке.

Можно сделать подсказки для ребенка на ящиках — рисунки или наклейки, чтобы было понятно, что куда класть. Это помогает детям сориентироваться и облегчает поиски. Продуманная сортировка — это полезное решение и для тех родителей, у кого беспорядок вызывает дискомфорт.

Обложка: JenkoAtaman – stock.adobe.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/332235-poryadok-deti

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

«Дочке 2 года, как приучать ее к порядку? Она проявляет большой интерес к домашним делам, но ее «помощь», как правило, добавляет мне хлопот». Анастасия, 32 года

Двухлетний ребенок еще не имеет представления о порядке. Его интерес к хозяйству основан не на сознательном стремлении навести чистоту, а на подражании взрослым и отчасти – на желании сделать им приятное. Используя эти две основные движущие силы, можно очень многому научить даже совсем кроху. Например, тому, что у каждой вещи есть и должно быть свое место.

Начать с приучения ребенка не бросать курточку где попало, а вешать ее на специальный крючок в прихожей. Аккуратно ставить обувь. Относить посуду в раковину после еды. Двухлетний малыш, уже открывший для себя закон постоянства объектов, скорее всего, с энтузиазмом воспримет игру «Расставь все по местам». Только не стоит пытаться объяснить все правила за один раз.

Постепенность и последовательность не менее важны, чем требовательность и настойчивость. Помните, что все это обучение для крохи – игра, и чем она увлекательнее, а правила понятнее, тем с большим удовольствием он будет в ней участвовать. Некоторые дети дорогим игрушкам предпочитают прищепки, губки для мытья посуды, ершики и пульверизаторы с водой.

Ребенок исследует окружающий мир, подражая взрослым и используя те же предметы, что и они. К сожалению, иногда родители готовы скорее дать в руки малышу компьютерную мышь, чем обувную щетку. Сделать домашние дела самому проще, быстрее, результативнее, а учить ребенка бывает нелегко и скучно.

Вам может не хватать терпения, чтобы снова и снова показывать, как направить мусор на совок, а не в противоположном направлении. Но смысл этих усилий не только в том, чтобы вырастить себе помощницу или помощника.

Выполняя работу по дому, ребенок учится: совершенствуется его моторика, увеличивается количество нейронных связей, тренируются мышцы тела, развиваются все психические функции – восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Он становится более уверенным в своих силах и самостоятельным, получает первые организационные навыки, учится работать «в команде».

Конечно, время от времени двухлетний малыш будет импровизировать: по вашей просьбе отнесет свои носочки в корзину для грязного белья… чтобы немедленно извлечь их из нее вместе с остальным содержимым.

Что ж, игра есть игра и ученье есть ученье! Иногда трудно сдержаться при виде учиненного маленьким помощником творческого беспорядка, но ругать ребенка за разбитую тарелку или перевернутую собачью миску не стоит ни в коем случае.

Ведь вы не стали бы это делать, будь на месте малыша ваша подруга? Лучше покажите крохе, как ликвидировать последствия его оплошности. А может быть, он сам знает, что нужно делать с мусором? Обязательно спросите у него об этом.

А где лежат совок и веник? Самое важное – чтобы малыш не боялся сделать ошибку, тогда и в два года вы сможете обучить его массе полезных навыков.

«Еве три года. Она с радостью помогает мне пылесосить, поливать цветы, загружать стиральную машину и развешивать белье, но если попросить ее убрать игрушки в детской – энтузиазма как не бывало». Антонина, 30 лет

Делать что-то вместе с мамой – приятно и интересно, а если за это еще и хвалят, трехлетний малыш готов заниматься этим практически день напролет. Совсем другое дело – выполнить самостоятельно непростую задачу, которая к тому же не до конца понятна. Трехлетке еще нужна ваша помощь, чтобы спланировать свои действия.

С чего начать? Куда положить игрушки, а куда книжки? Почему нельзя просто свалить все в шкаф и закрыть дверцу, ведь это быстрее, а комната выглядит убранной. Даже если малыш много раз видел, как вы делаете уборку, ему нужна личная практика. В три года ребенок способен понять смысл уборки, но будем реалистами: его цель – вовсе не порядок и чистота в комнате, а ваше одобрение, похвала.

Ваша любовь. Сам он может играть как в идеально убранном помещении, так и в полном хаосе – ведь во время игры он находится в другом мире. Чтобы преуспеть в обучении на этом этапе, попробуйте соединить два стремления малыша – играть вместе с мамой и заслужить похвалу. Превратите уборку в игру и научитесь хвалить правильно.

Раз и навсегда откажитесь от нотаций и жалоб на то, что вам никто не хочет помогать. Используйте «метод Тома Сойера», попробуйте заразить малыша своим энтузиазмом.

Многим детям нравится домашняя техника, они с удовольствием учатся пользоваться стиральной машиной, посудомойкой, пылесосом, помогают выжимать сок и измельчать овощи… Но и ручная работа может быть не менее увлекательной! Полезно приобрести инструменты, например совок и щетку соответствующего детского размера.

Ими удобнее пользоваться, к тому же в три года малышам уже нравится иметь что-то свое. Пусть у ребенка будет собственная маленькая лейка для цветов, своя яркая тряпочка для пыли, небольшой пульверизатор с водой и специальная одежда для уборки. С таким арсеналом выполнение домашних дел станет намного более интересным.

Но самое важное приобретение для детской – это достаточное количество ящиков для игрушек, желательно разного цвета и размера. Сортировка предметов – одно их главных умений, которым ребенок должен научиться до школы. Откройте любую развивающую методику – и вы найдете массу игр и заданий на отработку именно этого навыка. А ведь тренировать его можно не только по учебнику, уборка тут незаменима: малыш будет манипулировать привычными предметами, а значит, теория и практика будут неразделимы.

Категоризация объектов – задача непростая, и здесь, как и в отработке любого сложного и важного навыка, действовать придется в несколько этапов. Сначала малыш будет распределять предметы на группы под вашим руководством.

Объясните ему, для чего вы складываете «лего» в один ящик, а машинки – в другой, почему книгам место на полке, а не под кроватью и почему мокрое полотенце нельзя оставлять на полу… Только не забывайте, что ребенок не сможет запомнить более трех рекомендаций за один раз.

Не спешите! Получайте удовольствие от совместной уборки: она может быть очень увлекательным занятием. И веселым: ведь если у вас есть время, вы можете пофантазировать и придумать, по какому признаку еще можно сгруппировать предметы, или поиграть в игру «Что здесь лишнее?». Это прекрасная тренировка логического мышления.

На следующем этапе ваша задача – мотивировать ребенка к самостоятельному поиску места для каждой вещи. Используйте яркие ярлычки на полках и на ящиках – это могут быть картинки или фотографии.

Если кроха любит рисовать, он сам может изобразить гараж на ящике для машинок, а если уже учится писать и читать, пусть сам выберет и напишет слово для названия каждой категории. Далее ребенок почти все делает сам, а вы лишь по необходимости снабжаете его инструкциями и подсказками.

Хорошая идея – повесить плакат с картинками, изображающими последовательность действий при уборке комнаты. Иногда, если ребенок легко отвлекается, родители используют таймер.

Можно записать на диск любимые песенки малыша и короткие понятные задания: «Собери кубики в ящик, пока Маша поет песню про солнышко» или «Постарайся убрать кровать до того, как закончится песенка Водяного». На любом этапе не забывайте хвалить ребенка, называя то важное качество, которое он проявил, – аккуратность, внимание, организованность, целеустремленность: «Надо же, ты собрал все детали пазла, не пропустив ни одной. Какой ты внимательный!» или «Сегодня ты не забыла выключить свет в ванной и в своей комнате, когда уходила в детский сад. Вот это по-хозяйски!» И еще один важный совет: продолжайте поддерживать и направлять ребенка до тех пор, пока он не овладеет навыком в совершенстве.

«Пете 4 года, и он любит вытряхивать игрушки из всех ящиков на пол, иногда просто для того, чтобы взять всего одну и играть с ней среди полного хаоса. Меня это раздражает. Кроме того, его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, он не может сосредоточиться на игре, начинает нервничать и быстро устает». Елена, 27 лет

Это действительно раздражает. Ведь на то, чтобы собрать игрушки, уходит намного больше времени, чем на то, чтобы разбросать их. И тем не менее мы должны уважать право ребенка на выбор: в данном случае он сам выбирает, как ему играть. Понаблюдайте за ним. Далеко не всегда дети устраивают беспорядок только для того, чтобы привлечь внимание родителей.

Если ребенок способен достаточно долго играть с одной игрушкой, когда остальные просто валяются рядом, значит, его способность сосредотачивать внимание на одном предмете не страдает. Возможно, предметы, находящиеся в момент игры в его поле зрения, стимулируют его фантазию и влияют на изменения сценария, который он придумывает для своего героя.

А может быть, его просто вдохновляет созерцание своих сокровищ. Комната малыша – его личная территория, именно здесь он учится организовывать пространство, исходя из собственных вкусов и потребностей, и создание хаоса, путаницы, беспорядка ему необходимо хотя бы для того, чтобы оценить преимущества порядка.

Если в вашем доме игрушки накапливаются с течением времени, сокращайте количество тех из них, что находятся в свободном доступе. Конструкторы с большим количеством мелких деталей, настольные игры, карандаши и краски можно хранить высоко на полках, а часть мягких игрушек, кубиков и т. п. – временно спрятать.

Когда через некоторое время вы достанете их с антресолей, ребенок обрадуется им не меньше, чем новым. Игрушки, из которых малыш уже «вырос», лучше всего передарить или отнести в детский сад, а сломанные – выбросить. Вещи, которые вы решили оставить, возможно, придется перегруппировать по-новому, с учетом изменившихся интересов ребенка.

Совет: прятать и выбрасывать сломанные игрушки лучше, когда ребенка нет дома, а вот делать уборку вместо него не стоит.

Если вы будете последовательны, возможно, через некоторое время малыш научится быть аккуратнее без длинных нотаций и обвинений с вашей стороны: во-первых, он запомнит, где что лежит, и ему не придется ради единственного трансформера выгребать из коробки все подряд, во-вторых, скорее всего, не захочет тратить лишнее время на уборку.

Трудно бороться с искушением дать в руки ребенку планшет или усадить его перед телевизором и быстро убрать все самому. Но стоит ли упускать возможность научить его ответственности? Детям нужно знать, что они участвуют в общем деле и приносят пользу семье!

«Мои дочери (3 и 4 с половиной года) каждый день разбрасывают свои мягкие игрушки по всему дому. Даже в туалете и в прихожей можно наткнуться на плюшевых мишек и собачек, а недавно я выгребла из посудомоечной машины целое кроличье семейство! Как справиться с этим нашествием?». Алиса, 28 лет

Почти все дети бессознательно стараются заполнить своими вещами максимально возможную площадь – таким образом они «метят» территорию или, если хотите, осваивают пространство. В некоторых семьях к этому относятся как к неизбежному явлению, и вся квартира выглядит как одна большая детская.

Но на самом деле даже трех-, четырехлетнего ребенка можно учить уважать личное пространство других членов семьи. В первую очередь – личным примером. Вы можете показать, что считаетесь с желанием малыша иметь под рукой игрушки в каждой комнате, поставив на время в каждой из них по коробке для машинок и кукол.

Но только при условии, что в конце дня они отправятся на свое место, то есть обратно в детскую! Во-вторых, последовательно объясняя и показывая ребенку, что он является членом семьи, группы. Если кто-то разбросал вещи, должен быть кто-то, кто их соберет. Если кто-то испачкал пол краской, должен найтись кто-то, кто ее отмоет.

Это основы жизни в обществе! В два-три года большинство детей способны не только собирать и складывать игрушки, но и ставить журналы и книги на полку, гасить свет, выходя из комнаты, подметать пол, раскладывать на столе приборы и салфетки, поливать цветы, выгружать посуду из посудомоечной машины… Список домашних дел, которые способен выполнить четырехлетка, намного длиннее. Ему уже можно поручить:

– накрывать на стол – кормить домашних животных – заправлять постель – пылесосить ковер – вытирать пыль – счищать остатки пищи с тарелок и загружать посудомоечную машину

– делать бутерброды и готовить хлопья с молоком.

«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из «лего» и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!» Мария, 36 лет

В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты.

Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике.

С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской.

Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!

Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» – это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.

Источник: http://www.parents.ru/article/vse-vporyadke-kak-priuchit-rebenka-ubirat-za-sobo/

Как научить ребёнка убирать за собой

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

Вряд ли у кого-то из взрослых возникает вопрос, нужно ли учить ребёнка убирать за собой. Чистота и аккуратность — это то, к чему родители всегда стремятся, но не всегда достигают. Так что задача скорее в том, как приучить ребёнка к порядку.

Советы специалистов, которые мы собрали ниже, в этом помогут. Шарлотта Крёгер, Монтессори-педагог из США, рассказывает о том, как приучить ребёнка к порядку, на примере одного успешного опыта. Трёхлетнему Джиму никогда не нравилось убирать за собой.

Вместо требований, которые всегда вызывали у мальчика протест, гид предложила сотрудничество. Оказалось, ребёнок вполне способен принять обязанности по поддержанию чистоты.

Советы психолога Юлии Гусевой дополняют рассказ педагога, обращая внимание на то, что стремление к заранее установленному порядку является естественным даже для маленьких детей.

Я здесь, чтобы помочь

Кисть начинает стучать по банке с краской всё чаще и чаще — первый признак того, что скоро помещение наполнится пустой болтовнёй и шумом. «Когда же мы войдём в ритм?» — думает про себя педагог Монтессори.

Этот трёхлетний ребёнок любит рисовать на мольберте, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Гид тихонько восхищается упорством ребёнка, который снова выберет занятие, которое приносит ему большое удовольствие, при этом продолжая игнорировать уборку.

Встав с кресла, гид медленно, уверенной и полной достоинства походкой пересекает комнату и оказывается рядом с мальчиком у мольберта. Взгляд ребёнка становится диким, он готов к борьбе или бегству. Она останавливается и терпеливо ждёт, когда её безмятежная сосредоточенность успокоит взволнованного ребёнка.

Опираясь на свой опыт общения с теми детьми, которые любят выполнять какое-то занятие, но не доводят его до конца, гид решает сменить тактику.

В отличие от большинства детей, которые охотно отвечают ей и быстро принимают правила и обычаи, присущие свободе, закреплённой в данном окружении, она осознаёт, что в этом мальчике растёт сопротивление: он не будет делать то, что не хочет.

«Ты нарисовал картину, Джим! — говорит она с теплотой и восхищённым блеском в глазах. — Она полна приятного красного цвета и на ней изображена милая белая точка». Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения — не убрал за собой. «Давай повесим её вместе!»

Отсоединив насквозь мокрое изображение от мольберта, она думает о том, чтобы не забыть упомянуть о Ротко (Марк Ротко — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. — Прим. пер.

), когда на следующем родительском собрании будет говорить о страсти Джима к рисованию, и просит ребёнка взять картинку за другой уголок.

Выбрав прищепку, она ловко прикрепляет свой конец к проволоке и, повернувшись к мальчику, замечает, что он пытается быстро сделать то же самое перевёрнутой прищепкой.

«Ой! — восклицает она. — Так это сделать трудно!» И тогда педагог берёт другую прищепку и медленно показывает, как её нужно правильно держать и за какие концы сжимать. Педагог спокойно и терпеливо ждёт, пока настойчивые усилия ребёнка не приведут его к победе над прищепкой.

Помощь с уборкой

«Я могу помочь тебе с уборкой, когда ты будешь готов», — предлагает она.

Гид старается контролировать себя, прекрасно помня, как бурно Джим обычно сопротивляется, когда от него требуют, чтобы он сделал уборку — кричит, дерётся и пинается.

Педагог предпочитает сосредоточиться на своём новом плане, специально не торопя мальчика с ответом, чтобы дать ему время обдумать предложение. «Я принесу губки, когда ты будешь готов».

Она присаживается рядом с ребёнком, достаточно близко для доверительного общения, но при этом сохраняя его личное пространство, и ожидает его решения.

Её опыт подсказывает, что всё зависит от её способности донести до ребёнка своё желание помочь и вместе с ним изменить то, что вызывало стресс, и преобразовать это в радостное партнёрство.

Она осознаёт важность этого момента в развитии его самостоятельности и надеется, что заманчивые перспективы взаимодействия станут мостом, который будет поддерживать его свободную волю, — ещё один шаг на пути к превращению в человека, который наслаждается каждой деталью работы, которую он выбирает.

Привлекая ребёнка к уборке, она спрашивает: «Мне принести ведро воды или ты справишься сам?» Во время уборки педагог предлагает различные варианты совместной деятельности: «Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу? Может, я помою верхнюю часть, а ты нижнюю? Теперь давай я покажу, как помыть голубую кисточку, а ты потом выберешь, какую кисточку помоешь ты».

Они продолжают отмывать мольберт и наводить порядок вокруг него. Когда уборка близится к завершению, педагог тихо, с заговорщическим видом говорит: «Мы с тобой отличная команда, Джим. Какой чистый и красивый теперь этот мольберт! И теперь следующий ребёнок может работать за ним!» «И это могу быть я! — восклицает Джим. — Я могу быть следующим ребёнком!»

Она внутренне улыбается тому факту, что он стал на шаг ближе к принятию всех обязанностей, связанных с его любимым занятием, а она стала на шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему оценить Джима, несмотря ни на что. Её опыт подсказывает ей, что скоро он будет готов сделать уборку сам.

Оригинал: mariamontessori.com

Источник: https://mchildren.ru/i-am-here-to-help/

Как играя, приучить ребенка убирать игрушки у себя в комнате

Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

В самые первые годы своей жизни на детей основное влияние оказывает его семья. Малыш наблюдает, как все члены его семьи поддерживают порядок в доме: раскладывают по своим местам вещи, чистят одежду и обувь, моют посуду, и для него со временем процесс уборки становиться естественным ежедневным ритуалом.

Но это не значит, что он с раннего возраста, закончив игру, тут же примется аккуратно складывать игрушки.

Когда начать приучать ребенка к порядку, как это делать, чтобы малышу было интересно, и процесс уборки не вызвал у него отторжения и негативных эмоций и не превратился в последствии в постоянные слезы и ругань? Этой важной для каждого родителя теме и посвящена данная статья.

Приучать своего малыша к порядку нужно с того момента, как он начинает играть. Делать это необходимо ни в коем случае не в приказном порядке. Во-первых, маленький ребенок еще плохо понимает, что значит уборка.

Взрослому с его опытом кажется само собой разумеющимся, что игрушки необходимо разложить по местам, а мусор после выполнения творческих работ выбросить. Но ребенку все это нужно объяснить и, конечно же, показать.

Поэтому пока ребенок совсем маленький, ему нужна постоянная помощь и поддержка мамы или папы. Ребенок во всем подражает взрослым. Социальное поведение ребенка основано на подражании. Ребенку нужно не только показывать, что и как необходимо сделать, все действия должны проговариваться, подробно объясняться.

Постепенно у малыша появятся нужные навыки. После того, как вы убедитесь, что ребенок может справиться с порученной ему уборкой, можно постепенно доверять ему убираться самостоятельно. Конечно, не забывая, каждый раз хвалить его за хорошо выполненную работу.

Психологи отмечают несколько возрастных моментов, когда ребенок, проявляя самостоятельность, хочет все сделать сам. В этот момент родители должны поддержать благие стремления ребенка. Около двух лет ребенок впервые, подражая маме и папе, хочет все сделать сам.

К четырем годам, ребенок уже по-своему начинает понимать, что такое красиво. Тут главное, чтобы родители не забывали, что ребенок есть ребенок, и его чувство прекрасного не всегда совпадает с мнением взрослого.

Но если вы будете постоянно пресекать и критиковать действия ребенка, он в дальнейшем не захочет заниматься обустройством своего пространства, и эта задача полностью ляжет на ваши плечи. Поэтому необходимо проявить терпение и уважение к действиям малыша.

Следующий порыв к самостоятельному наведению порядка наступает лет в семь-восемь, когда у ребенка возникают свои небольшие тайны и секреты.

Вот малышу уже почти год. У него появилось много навыков и умений. В это время кроха начинает проявлять интерес к доставанию и складыванию разных предметов. Воспользуйтесь этим. К примеру, вместе с ним после домашних игр собирайте игрушки в коробку, складывайте в стопку его книжки.

Детям такого возраста доставляет удовольствие выполнять такие маленькие поручения, как выбросить что-нибудь в корзину с мусором.

Конечно, необходимо следить и объяснить ребенку, что доставать мусор из корзины категорически нельзя. Приходя с уличной прогулки, сразу же кладите вещи на свои места. Рассказывайте ребенку, что у штанишек и кофточек тоже есть домик, и их нужно туда положить.

Со временем ребенок может эти действия проделывать сам, главное чтобы шкафчики для вещей были в зоне его доступа.

Двухлетнему ребенку доставит удовольствие, если мама позволит помыть ему свою чашечку или тарелку. Постоянно хвалите и поддерживайте ребенка в его начинаниях. Никогда не переделывайте после него его работу.

Пусть он видит, как вы рады его помощи и гордитесь им. В дальнейшем можно доверить малышу вытереть пыль или полить цветы. Не бойтесь привлекать своего малыша к совместному домашнему труду. Почаще говорите ему, что без его помощи вам никак не обойтись.

Превратить любое дело в игру – известный ход в педагогической психологии.

Для малыша уборка – дело скучное, то ли дело игра. Ваша фантазия может быть безграничной. Можно быть подъемным краном, который раскладывает все игрушки по коробкам, можно водителем машины и развозить кукол и мишек по домам. Можно быть космическим пришельцем или монстром, который уничтожает мусорные завалы на земле.

Любое действие можно превратить в увлекательную игру. Если игра понравилась малышу, воспользуйтесь этим в следующий раз. Конечно, бывает, что игра слишком затягивается, а уборка не двигается. В этом случае не сердитесь на ребенка, придумайте как-то игровой ход, чтобы ускорить процесс.

Игра-соревнование это хорошая мотивация для детей, особенно старшего возраста. Можно придумать вознаграждение или приз, за который будут соревноваться все члены семьи. Награда может быть самая разная – любимое лакомство, поход в кино или просмотр любимых мультиков.

Учитывайте такие моменты как настроение ребенка, ведь даже нам взрослым, не всегда хочется выполнять ту или иную работу. Если ребенок устал или перевозбужден, лучше отложить уборку. Также не стоит заставлять срочно убирать малыша, который как раз находится в процессе игры. Отнеситесь с уважением к его «домику» из стульев и покрывал или городам из кубиков и лего.

Если у ребенка нет своей комнаты, выделите ему под его игры уголок. Тогда вы сможете требовать, чтобы игрушки «не разбегались» по всей квартире, а находились в пределах игровой зоны.

Родители часто делают одну и ту же распространенную ошибку, пытаясь заставить ребенка убирать.

Такой метод неприемлем, поскольку у ребенка выработается негативное отношение к неинтересному занятию. Малыша необходимо заинтересовать, только тогда можно добиться положительного результата.

Не наказывайте ребенка за отказ участвовать в уборке. Лучше объясните, что вы тоже откажетесь от каких-то совместных действий, например чтения сказки на ночь.

Подростковый возраст самый сложный для воспитания. Договориться с подростком сложно, но возможно. Самое главное правило – не кричите. Даже если вы уверены в своей правоте, крик на подростка не подействует. Реакция будет обратная – обида, слезы и протест.

  • Не нужно рассказывать всем родственникам, друзьям и знакомым, как вам трудно с этим подрастающим поколением. Не приводите в пример вашему сыну или дочери соседских примерных детей или себя в детстве. Такие разговоры только усложнят ситуацию. Проявите терпение. Объясните ребенку, что его помощь очень важна для вас.
  • Не давайте подростку абстрактных заданий, конкретизируйте поставленную задачу. Вместо слов «приберись», скажите четко: пропылесось, сложи вещи в шкаф или книги на полку.
  • Как и для малыша, личный пример для подростка очень важен.

    Если в семье вещи разбросаны по спинкам стульев, то требовать от подростка, чтобы его вещи лежали в шкафу не имеет смысла.

  • Если подросток проявляет упрямство и не хочет убирать, придется занять выжидательную позицию. Только не сдавайтесь и не убирайте сами.Когда, наконец, подросток возьмется за уборку, не подавляйте его инициативу.

    Даже если он сделает все по своему – не вмешивайтесь и не за что не исправляйте его действия. Иначе вы можете погасить искру его интереса к процессу уборки.

  • Если вы поручили ребенку какое-либо дело, полностью положитесь на него. Не мешайте ему и не давайте постоянных указаний.

  • Если уборка в вашем доме носит систематический характер, то она станет неотъемлемой частью жизни подростка и в дальнейшем войдет в привычку на всю жизнь.

И помните, процесс уборки может быть легким и даже увлекательным, главное, не сопровождайте его негативными эмоциями!

[ как приучить ребенка убирать игрушки, как заставить ребенка убирать игрушки, как приучить ребенка убирать за собой, как научить ребенка убирать за собой, ребенок не хочет убирать игрушки, как приучить ребенка к порядку, как научить ребенка собирать игрушки, как приучить детей к порядку, как научить ребенка убирать игрушки, как приучить ребенка к порядку и чистоте ]

Последние
новости

Источник: http://svitanok.kiev.ua/blog/kak-igraya-priuchit-rebenka-ubirat-u-sebya-v-komnate.html

Для родителей
Добавить комментарий