Зачем вести ребенка в театр?

Роль театра в жизни дошкольника

Зачем вести ребенка в театр?

Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение.

Главным источником удовольствия и радости являются активная деятельность ребенка, общение с близкими ему взрослыми и детьми.

Поэтому и дома и в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, в процессе чего происходит всестороннее развитие. Ребенок все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.

Эстетическое воспитание имеет существенное значение. Впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти.

Театр в жизни ребенка — явление в современном мире не редкое. Замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посещающего дошкольное учреждение.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства — это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Артисты театра, педагоги проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.

Еще в холле театра можно увидеть выставку детских рисунков,макеты спектаклей, сказочных персонажей.

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно — прикладного искусства.

Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

С ребенком двух-трех лет можно довольно интересно и, что важно, с пользой провести время.

Путешествие в мир сказки и волшебства лучше всего начать с кукольного театра. Основой репертуара кукольного театра является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная.

Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа.

Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей.

Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве.

И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла.

Ребенок знакомится с лучшими произведениями Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя, Петра Павловича Ершова, Ганса Христина Андерсена, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака.

Таинственное, волшебное, смешное, грустное и непременно доброе — вот суть и форма спектаклей детских театров.

Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.

Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Музыка в спектакле занимает большое место, она способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, в некоторой степени восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Музыка украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Одной из самых сложных форм театральной постановки считаются мюзиклы.

Композитор не только написал музыку, но и сделал оркестровую фонограмму, что, разумеется, обогащает звучание мюзикла.

Мюзиклы разработаны и созданы с учетом детского восприятия, а значит, дети не утомляются от музыки, с интересом работают над своей ролью и получают огромный простор для собственного творчества.

Здесь сплавляются воедино и вокальное искусство, и театральная игра, и пластика.

Мгновенный переход от разговора к песне, от песни к танцу — это так естественно для ребенка. А мюзикл на этом и построен.

Такие музыкальные спектакли станут большим событием и для детей, и для педагогов, и для родителей.

Музыкальный театр для детей представлен разнообразием жанров — балеты для детей, музыкальные комедии и мюзиклы создавали и создают ведущие композиторы современности — Тихон Хренников, Эдуард Колмановский, Александр Чайковский, Ширвани Чалаев и другие: сказки «Муха Цокотуха», «Царевна Лягушка», «Дюймовочка».

Литература:

1.                 Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам/Сост. Иванова И. И. Ростов н/Д:2009.

2.                 Медиаобразование № 5 2005. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики.

3.                 Цукасова Л. В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. Изд.3, доп. М., 2009.

4.                 Т. Н. Караманенко Кукольный театр в детском саду. М., 1960.

Источник: https://moluch.ru/archive/64/9514/

С какого возраста можно водить ребенка в детский театр? – театр

Зачем вести ребенка в театр?

Исследования современных детских психотерапевтов показали — вполне возможно водить малышей в детский театр с 2,5 — 3х-летнего возраста или даже с самого раннего возраста, с одного — полутора лет.

Когда ребенок вырастет, он может и не запомнить того, что с ним происходило в годик, но внутри, в подсознании, тот ранний детский опыт встречи с прекрасным безусловно оставляет свой позитивный отпечаток и оказывает влияние на развитие ребенка.

Но для того, чтобы открыть ребенку мир театра, необходимо сделать правильный выбор детского спектакля и подготовить ребенка морально.

Нет смысла приводить малышей до 4 лет в традиционный театр, где многочисленная публика, шум и длинное представление. Ваш ребенок может испугаться и переутомиться. И тогда слово «театр» надолго, а может быть и навсегда станет для него чем-то устрашающим!

Спектакль для самых маленьких должен продолжаться 20-30, максимум 40 минут. Сюжет должен быть достаточно простым и понятным детям такого возраста. Обычно с 2,5 лет дети начинают с большим интересом наблюдать за действием на сцене и вполне способны понять развитие событий.

И вот, вы выбрали театр и подходящую пьесу. Теперь родителям необходимо подготовить малыша. Рассказать, как все в театре устроено, объяснить  — каким образом люди ведут себя в театре.

Обязательно прочитайте ребенку сказку, покажите картинки или расскажите своими словами историю, которую ему предстоит увидеть в детском театре. Попробуйте сами устроить ребенку домашний кукольный театр, разыграйте перед ним его любимую сказку.

Ребенку понравилось? Теперь можно смело отправляться в культпоход в настоящий театр и приобщать детей к прекрасному!

Если вы не пожалеете времени и сил на подготовку, то досуг в театре превратится в настоящую радость, как для ребенка, так и для вас!

А теперь посмотрим, что пишут мамы и папы о своем опыте походов в театр вместе с детьми в блогах для родителей:

Сергей:
«В первый раз мы повели сына в кукольный театр в 2,5 года. Он очень живой и подвижный ребенок, периодически он вставал, разговаривал со мной, но представление ему явно понравилось.

С тех пор мы регулярно ходим с ним в театр, цирк и планетарий.Мне кажется, что такие мероприятия очень положительно сказываются на его воспитании.

У него расширяется кругозор и словарный запас, наблюдается явный скачек в развитии.»

Марина:
«Мой сын не привык быть в людных местах и без всякой подготовки в два года ходил на новогоднюю елку — он испугался так, что мне пришлось забрать его зареванного с  представления и увезти домой. Так что все зависит от вашего ребенка: если он не боится чужих людей, громкой музыки, то думаю, что в возрасте 2,5 лет можно смело идти на представление.»

Олеся:
«Своего сына мы первый раз повели в кукольный театр в 3 года. Впечатлений было у ребенка море! Спектакль был не очень длинный — 35 минут.

Никакого испуга и негативного отношения не было! Возможно, это еще и потому, что в саду у сына часто воспитатели делали небольшие постановки к праздникам, да и артисты из кукольного частенько «гастролировали» по садам с мини-спектаклями.

Потому для него не было ничего страшного в посещении театра. Наоборот, он долго говорил об этом, восторгался и просился в театр опять!»

Георгий:
«В детский театр мы впервые водили сына и дочь (близнецы) на Новогоднюю сказку, в возрасте 2,5 лет. Дети были подготовлены, с ними много занимались мама и бабушка. Им все очень-очень понравилось!  А сейчас, в 7 лет, они с удовольствием ходят на серьезные спектакли для детей школьного возраста.»

Елена:
«Я привела сразу двоих малышей 2,5 и 1,5 лет в театр Домик Фанни Белл на спектакль «Муха Цокотуха»
Мой старший сын был в восторге! А малыш сначала сидел на руках и смотрел, а потом тихо уснул. Старший имеет большой театральный и книжный опыт. Он живо реагирует на происходящее действие и смеется в смешных местах с 2 лет. «

Катя:
«Все детки разные, мы свою с полутора лет везде водим и театры, и цирки, Уголок Дурова, елки и везде ей очень нравилось, она ни разу не уставала и не ныла. Так что, всё зависит, насколько общителен ваш малыш, наша очень общительная.»

Итак, сделаем вывод. Оказывается, невозможно точно определить с какого возраста ребенку можно посещать театр. Это всегда очень индивидуально и зависит от многих факторов. От степени подготовленности ребенка к культпоходам, уровня развития его общительности и раскрепощенности, общего культурного уровня среды и семьи.

По опыту и наблюдениям за детьми на спектаклях в театре Домик Фанни Белл, мы рекомендуем начать посещение детского театра с 2,5 лет на спектакли «Муха Цокотуха» и «Мойдодыр». Но это нижняя возрастная граница. Такие спектакли будут интересны также детям 3, 4, 5 и 6 лет! Над приключениями Малыша и Мойдодыра хохотали даже восьмилетние мальчишки!

Спектакли «Криктор» и «Сказки лиловой поляны» для детей от 3-х до 10 лет.

Нам не передать словами то счастье, которое мы испытываем от того, как, сидящие рядом на спектакле «Криктор», двухлетняя девчушка, девятилетний джентльмен, тридцатилетняя красавица-мама и седовласый дедушка задорно смеются над выкрутасами героев забавной истории, написанной Томи Унгерером!

А недавно произошло самое удивительное из того, что мы видели на наших спектаклях. На спектакль «Сказки Лиловой поляны»  к нам пришла наша знакомая Арина с полугодовалым малышом.

Он спокойно сидел у нее на руках и с интересом смотрел на красочное музыкальное представление.

Правда через полчаса (спектакль длится 40 минут) ребенок стал закрывать глазки — наверное просто захотел спать…, так что потом они просто тихо вышли.

Мы всегда с радостью ждем ребятишек разных возрастов и их родителей на детские спектакли в семейный театр «Домик Фанни Белл».

Светлана Соколова

Источник: https://funnybell.ru/vozrast_detej_teatr/

Инструкция: С какого возраста водить детей в театр и как подготовиться

Зачем вести ребенка в театр?

Что нужно знать, если ведешь маленького ребенка первый раз в театр.

В новой рубрике «Инструкция» на downtown.ru редакция на личном опыте и вместе с экспертами будет разбираться, как сделать что-то хорошо и правильно в самых разных областях — от гастрономии и культуры до личностного роста и здорового образа жизни. Сегодня речь пойдёт о том, как подготовить маленького ребёнка к первому походу в театр.

Традиционно самым ранним для посещения спектаклей считается возраст двух-трёх лет. Но дети бывают разные, спектакли тоже, да и родители все отличаются. Поэтому сначала задайте себе вопрос — вы готовы пойти в театр со своим сыном или дочерью? Возможно, всё закончится полным провалом и вам придётся краснеть. Если это вас не пугает, переходите к следующему пункту.

Как понять, что ребёнок готов

Нет никаких универсальных показателей, что ребёнок готов, но можно смоделировать ситуацию и предположить, как всё пройдет. Если малыш совсем не любит сидеть на месте, возможно, ему ещё рано идти в театр. Но есть специальные постановки, где детям разрешается бегать и всячески участвовать — это как раз ваш вариант.

Есть дети, которые боятся большого скопления людей или громкой музыки — в таком случае посещение спектакля лучше отложить. Многих детей совсем не интересует происходящее на сцене, потому что до полутора-двух лет им очень трудно удерживать внимание на чем-то одном.

Но это не значит, что не нужно экспериментировать — отправляйтесь на разведку, вдруг сцена очарует малыша и вам удастся досмотреть его до конца.

Я первый раз отвела Марка в театр, когда ему было два года и три месяца. Это была новогодняя «ёлка». Он водил хоровод в фойе, минут 30 участвовал в интерактиве. А на самом спектакле не мог понять, что происходит, и выдержал только 15 минут. Ему понравилось участвовать в действии, бегать и прыгать. Поэтому для начала я бы выбрала максимально интерактивные постановки. Или отложила поход в обычный театр лет до 3 — в этом возрасте в кино Марк посмотрел полнометражный мультфильм почти целиком.
Впервые Артем был в театре в прошлом году на спектакле «Бременские музыканты». Ему было пять лет, и до этого он даже мультфильмы больше пять минут не смотрел. Поэтому я переживала, как же сын выдержит больше часа? Оказалось, зря. Спектакль прошёл на одном дыхании — музыкальный, интерактивный, смешной — было интересно и ребёнку, и мне. В этом году на фестивале «Маршак» мы пойдём уже на три постановки.

В первую очередь обратите внимание на длительность представления. Оптимальными для маленьких детей будут постановки по 30-40 минут. Для ребят старше шести можно выбрать более длительные, с антрактом.

Ещё очень важно, чтобы история на сцене была интересна ребенку. Это может быть знакомая сказка, яркие и необычные декорации, которые можно долго рассматривать, мэппинг, музыкальный оркестр, интерактивные постановки и так далее.

Современный театральный язык очень богат на необычные форматы, поэтому читайте больше о спектаклях, просматривайте рецензии и выбирайте.

Не переживайте, если в информации указан возраст 5+, а вашему сыну или дочери только три года, пробуйте.

В Воронеже обратите внимание на «малышкину сцену» в театре кукол «Шут» — это небольшая площадка со зрительным залом, рассчитанным на 20 мест. Её открыли в 2014 году специально для самых маленьких зрителей. Кстати, в репертуаре «Шута» есть спектакли «Тараканище», «Теремок» и «Мерзни, мерзни, волчий хвост» для детей 2+. Все они отлично подойдут для знакомства с театром.

Дарья Скрипникова

Свой первый спектакль Варя увидела, когда ей был один год и семь месяцев. Это была очень красочная «Русалочка» на фестивале «Маршак». Постановка рассчитана на достаточно взрослую аудиторию, кажется 12+. Но нашей целью было просто узнать, на сколько Варю может увлечь происходящее на сцене. И её хватило на 15 минут. Как только я поняла, что обстановка накаляется, мы аккуратно вышли. Вторая попытка на спектакле «Музыка ВСЕ!» была удачнее. Это был скорее концерт, чем театральная постановка. И тут Варю хватило уже на 30 минут! Она аплодировала, радовалась и пританцовывала на моих коленях. А третий поход был на кукольный спектакль «Козочка Злата» (4+). Тут мы продержались практически половину показа.

Если ребёнок ходит в сад, к ним, возможно, приезжают артисты с небольшими мобильными представлениями. И дети уже понимают, как всё устроено. Но когда ваш малыш ни с чем подобным не сталкивался, советуем немного подготовить его. Рассказать, что такое театр, сцена, актёры, зрители.

Можно даже устроить маленький кукольный спектакль по любимой сказке дома, как в ролике IKEA. Не забудьте рассказать и о правилах поведения.

Если выбранное представление не знакомо ребенку, почитайте произведение, на котором оно основано. Посмотрите мультфильм или просто расскажите эту историю своими словами несколько раз. Так малыш запомнит сюжет и героев, и ему будет интересно смотреть «ожившую» сказку на сцене.

Не забудьте рассказать о том, что скоро вы пойдёте в театр. Сделайте это событие настоящим праздником или приключением. Подберите удобную, но нарядную одежду и обувь, чтобы малыш ощутил некую торжественность.

Порепетируйте в игровой форме, как вы будете сдавать вещи в гардероб, как контроллер посмотрит билет, как вы займете свои места, будете смотреть спектакль и аплодировать. Ребёнку будет интересно и полезно приобрести такой опыт.

Придя в театр он не испугается новых реалий, а уже будет знать порядок действий и правила поведения. 

Елена Гулевская

Можно посмотреть в интернете отрывок любого представления, спросить у ребёнка понравилось ли ему и хочет ли он пойти в театр. Когда мы с Настей собирались на «Тараканище», купили книгу, прочитали, обсудили и посмотрели мультфильм. Потом я спросила, хочет ли она посмотреть «Тараканище» и в театре? Ответ был положительным. Сейчас Насте три года, и лучше ей заранее не говорить о том, что в выходной идём в театр, иначе будет постоянно спрашивать — ну когда уже?

Если видите, что ситуация выходит из-под контроля — аккуратно выходите с ребёнком из зала.

Не злитесь и не расстраивайтесь, если это произошло через пять минут. Цель первого посещения театра — познакомиться с новым местом и моделью поведения. Ни в коем случае не ругайте малыша, лучше вспомните активное слушание Юлии Гиппенрейтер. Уладьте конфликт и похвалите ребенка за то, что получилось сделать. Для него это большой шаг!

Галина Ким

Вера ходила в Театр кукол, когда ей было около трёх лет. Она ничего не поняла, через 15 мин ей надоело сидеть на месте, и мы ловили ее среди рядов. А в четыре года мы сходили на «Золотого цыплёнка». В программе указан возраст 6+, но она всё поняла. И сделала вывод, что детей надо любить, какими бы они ни были. И что даже злой волк может стать хорошим папой. После спектакля мы поехали домой на автобусе, и Вера разговорилась с незнакомой женщиной и пересказала ей всю сказку. Теперь говорит, что готова ходить в театр хоть каждый день.

Остается добавить только одно — пробуйте, ничего не бойтесь и не забудьте взять с собой бутылочку воды.

У этого эксперимента не может быть неудачного финала, потому что любой опыт — это полезно и хорошо. Ребенок познает мир, а вы его главный помощник в этом деле.

Титульная фотография: 2do2go.ru

9421

Источник: http://downtown.ru/voronezh/kids/8633

Театр для всей семьи — как и с какого возраста приобщать детей к театру

Зачем вести ребенка в театр?

Театр для всей семьи — как и с какого возраста приобщать детей к театру
Театр для всей семьи — как и с какого возраста приобщать детей к театруВысоцкая Life ∙ Администратор,
Москва

Большинство современных детей помешаны на мультфильмах, но театр по-прежнему остается волшебством и праздником, которого ждут заранее, к которому готовятся, который потом вспоминают с радостью и ностальгией. Несмотря на стремительное развитие научно-технического прогресса, театр был, есть и будет актуальным досугом для детей и взрослых. Можно много дискутировать о том, чем отличаются кино и театр, но факт остается фактом — театр оказывает на детское сознание более мощное воздействие, чем кинематограф, и его можно использовать как эффективный инструмент в воспитании.

Дети любят играть. Для них игра — это жизнь и способ познания мира, поэтому они очень эмоционально реагируют на происходящее на сцене. Но еще больше дети любят спектакли, где артисты контактируют со зрителями, такие представления называют интерактивными.

«Маленькие дети не разделяют реальность и вымысел, а воспринимают мир как единую картину. Для них театр является естественным продолжением жизни, поэтому, даже принимая участие в спектаклях театральной студии, дети не играют, а живут. То же самое происходит в зрительном зале во время спектакля.

С героями театральных постановок можно взаимодействовать, чего не скажешь о персонажах кинематографа, — в этом и заключается главное преимущество театра. Любимые сказочные герои вдруг оживают прямо перед тобой, можно их потрогать и убедиться в их живой осязаемости.

Если еще учесть, что детские спектакли напоминают карнавал с яркими декорациями и эффектными костюмами, становится понятно, почему дети так рвутся в театр: им просто не хватает праздника, чуда и волшебства».

Когда надо приучать ребенка к театру

Педагоги и психологи считают, что приобщение детей к театру можно начинать уже с 2,5 лет. При этом важно, чтобы первые спектакли были очень короткими, не более 45 минут, иначе малыши устанут и больше не захотят ходить на спектакли. Первое впечатление должно быть обязательно позитивным! Дети 5–6 лет уже могут посещать и более длительные театральные представления, но обязательно с антрактами.

Конечно, нужно выбирать спектакли в соответствии с возрастом ребенка, а места — удобные в плане расположения, чтобы ребенку хорошо было видно происходящее на сцене. Трехлетнему малышу не понять «Снежную королеву», но он с удовольствием посмотрит «Колобка» или «Муху-Цокотуху».

Если малыш отличается стеснительностью или пугливостью, легко может испугаться Бабы-Яги, выбирайте театры, где родителям разрешается сидеть во время спектакля рядом с детьми.

Когда ребенок привыкнет к театральной атмосфере, вы сможете ходить и в места, где родители сидят на последних рядах или ожидают детей в фойе.

Перед первым посещением театра расскажите ребенку о новом для него месте, объясните, зачем люди ходят в театр, что происходит на сцене и как вести себя во время спектакля.

Также важно создать для ребенка ощущение праздника — красиво одеться и причесаться, переобуться в сменную обувь. Дети должны понимать, что поход в театр — это особое событие, торжественное и волнующее.

Придите в театр заранее, чтобы прогуляться по фойе, так малыш быстрее привыкнет к новой обстановке и будет чувствовать себя более комфортно.

Если первая попытка приобщить ребенка к театру не увенчалась успехом, не отчаивайтесь, просто немного подождите, пока малыш подрастет. Вполне возможно, спектакль был подобран не по возрасту или ребенок просто устал.

Это не страшно, впереди еще много возможностей, чтобы приобщить его к высокому искусству.

И пусть даже пока кроха ходит только на «Теремок» или «Репку», не за горами то время, когда он будет с удовольствием посещать серьезные спектакли, получая от этого эстетическое удовольствие.

«После спектакля обязательно обсуждайте увиденное с детьми, задавайте им вопросы и побуждайте к размышлениям.

Театр не только расширяет кругозор и словарный запас, но, прежде всего, учит нравственности, развивает фантазию и воображение, обогащает эмоциональную сферу, дарит радость общения и формирует всесторонне развитую личность.

Невозможно быть культурным человеком, не разбираясь в искусстве, поэтому задача родителей — приобщать детей к театру, развивать их художественный кругозор и прививать вкус к изысканным удовольствиям».

Театр для всей семьиможет стать прекрасной традицией, даже когда дети подрастут. Можно выбирать спектакли, интересные для членов семьи всех возрастов, а потом обсуждать их. В наш цифровой век посещение театра для многих — как глоток живой воды и единственная возможность соприкоснуться с подлинным искусством.

И снова здравствуйте! О людях, собаках и немецком кинематографе | Мне это нравится! #64 (18+)Фотофакт: как растет кивиНаходка в Instagram: «звероварежки» для тепла и радости

Источник: https://www.jvlife.ru/articles/893-teatr-dlya-vsey-semi-kak-i-s-kakogo-vozrasta-priobschat-detey-k-teatru

Взрослым о детях

Зачем вести ребенка в театр?
Уважаемые взрослые! Дети, особенно младшие, обычно приходят в театр не одни, а со взрослыми – родителями, учителями… В нашем театре взрослые, как правило, задают одни и те же вопросы. Ответы на них мы заранее разместили в кассовом зале, фойе и здесь. Предварительное знакомство с ними избавит вас от лишних недоразумений.

Если у вас есть ещё вопросы, их можно задать в разделе «Отзывы» на нашем сайте. Будем рады встрече с вами на наших спектаклях.

– Почему ваш театр приглашает детей с 4-х лет, а не раньше? Дети изменились, уже в 2 года они так много знают и умеют, что хочется везде их водить и дать им как можно больше…        Большинство родителей, желая как можно больше дать своему ребенку, начинают рано и всюду его «водить».

Но маленьким детям для развития важнее всего общение с собственными родителями, когда родители отвечают на детские вопросы, читают вслух, играют вместе с детьми.     Архангельский театр кукол рад помочь родителям в воспитании детей, но он не ставит перед собой целью охватить зрителей всех возрастов.

Во-первых, это связано с особенностями работы театра (художественные задачи, неудобство помещения и др.), а во-вторых, с особенностями детского развития.     Два года – это возраст «я сам».

В 2 года малышу хочется активно двигаться, ему хочется везде залезть, все потрогать и играть самому, а не смирно и смотреть, как играют другие (чего требует просмотр спектаклей). Кроме того, многие дети просто не готовы к восприятию спектаклей в незнакомой обстановке и в соседстве с незнакомыми людьми. Очень часто мы наблюдаем детские испуги и даже истерики.

Всё это происходит на глазах зрителей и актеров, и в результате влияет на общее впечатление и качество спектаклей.     4-5-летние дети, в большинстве своем, готовы к коллективному восприятию сказки, к выполнению определенных правил игры, а главное, к соучастию и сопереживанию, ведь именно ради этого стоит водить детей в театр.     Если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы наш театр дал как можно больше вашему ребенку, прислушайтесь к нашим советам.

– Почему на спектакли “Морозко” и “Волшебные сказки Попугая” вы приглашаете детей только старше 7 лет?

Волшебные сказки отличаются от всех остальных особой таинственностью, загадочностью. В театре, где волшебство содержания усиливается, соединяясь с музыкой, декорациями, светом, игрой актеров… дети испытывают порой очень сильные эмоции. Они не могут рассказать о них словами, но находятся под их влиянием долгое время. В наших спектаклях “Морозко” и “Волшебные сказки Попугая” есть эпизоды, которые на маленьких, 4-6-летних детей, иногда производят такое впечатление, что впоследствии у них могут проявиться разные страхи и тревожные ощущения: темноты, незащищенности… Именно поэтому спектакли адресованы зрителям не моложе 7 лет.

– С чего следует начинать знакомство ребенка с театром?

   Самым подходящим для начала дружбы с нашим театром мы считаем спектакли «Три поросенка», «Теремок», «Кошкин дом». Эти сказки уже хорошо известны вашему ребенку, и радость узнавания поможет ему легко включиться в игру.    Можно начинать также с представлений, специально созданных для маленьких зрителей. Они появятся у нас, когда для них будет готово помещение.    Если ваш ребенок хочет смотреть один и тот же спектакль еще и еще, стоит поддержать его. Это дает гораздо больше, чем количество сказок, которые он «проглотит» без всяких переживаний.

– Почему в вашем театре самым маленьким детям предлагают садиться не на первые ряды?

Самое главное, чтобы рядом с маленькими детьми сидели их родители. На первых порах, это необходимо, чтобы видеть, чувствовать реакцию ребенка и разделить все его переживания.    Кроме того, наши первые ряды расположены ниже уровня сцены. Когда на сцене или еще выше – на столе, на ширме – появляются большие, «живые»! куклы, близко сидящие дети пугаются.

Пугаются они и тогда, когда действие начинается не на сцене, а в зале, за их спиной.    На последних высоких скамейках, да еще среди взрослых, младшие дети чувствуют себя намного комфортнее, и там они могут быть более подвижными. А если вы почувствовали, что ваш ребенок устал, с последних рядов удобнее, никому не мешая, покинуть зал.

– Расскажите подробнее о ваших домашних театриках

   Домашние театрики – это самостоятельные работы артистов в театральной гостиной нашего театра. Артисты сами готовят спектакль и сами его разыгрывают. А домашние – потому что так могут играть родители со своими детьми дома.    На такие спектакли мы приглашаем обычно не более 40 зрителей. Многим детям (но все равно не всем!) предоставляется возможность самим выйти на сцену и сыграть ту или иную роль. Родителям в небольшой компании легче понять, умеет ли уже их ребенок смотреть и слушать, умеет ли он играть вместе с другими, и что он предпочитает – активно участвовать или просто смотреть.    Артисты надеются, что взрослые тоже примут участие в общей игре, но не вместо детей, а вместе с ними.

   После спектакля можно получить практический совет по устройству своего домашнего театра.

Повторим, что пока помещение для таких представлений не готово.


– Почему в вашем театре детей до 7-и лет не пропускают на спектакль в сопровождении старших детей?

    Мы руководствуемся, в первую очередь, правилами безопасности ребенка: неоднократно сталкивались с ситуациями, когда младшему не комфортно – устал, почувствовал себя плохо, плачет, капризничает…, а старший не знает, что делать.     Кроме того, даже хорошо знакомую сказку театр рассказывает по-своему, и реакция, даже старших детей, непредсказуема.     Ни артисты на сцене, ни контролер в зале не могут взять на себя ответственность за психологический комфорт каждого ребенка.     Если родители на спектакле «проживут» сказку вместе со своим ребенком, это поможет им и в жизни лучше понимать друг друга.     Согласно Правилам посещения театра, мы пропускаем на спектакль двух детей без родителей только в том случае, если старшему ребенку исполнилось 14 лет.

– Что делать, если ребенок снова и снова просится на один и тот же спектакль? (чаще всего это «Три поросенка»), а мы покупаем билеты на месяц вперед и на разные спектакли? Ведь хочется расширить кругозор ребенка…

Конечно, мы советуем прислушаться к своему ребенку.

Если он требует – иногда до полного изнеможения родителей – одну и ту же сказку, историю, спектакль… Значит, там есть что-то жизненно важное для него, и он хочет прожить это вновь и вновь!      Проживать, сопереживать, сочувствовать гораздо важнее, чем получать бесконечное количество новых, разных впечатлений.

Многие ли родители задумываются, справляется ли их ребенок с этими впечатлениями, и не в них ли причина его «плохого поведения» или плохого самочувствия?      Ведь и мы, взрослые, сейчас очень страдаем от лавины, обрушившейся на нас информации, но, в отличие от детей, мы можем регулировать ее количество, а по отношению в ним все время впадаем в крайности: то предоставляем их самим себе («Нами никто не занимался – и ничего, выросли!»), то стараемся дать им как можно больше (и как можно раньше). И стараемся так, что полностью убиваем в ребенке интерес к чему бы то ни было, не говоря уже о той, самой ценной «способности проживать чужую судьбу как свою»!      Так что, дорогие родители! Если ваш ребенок хочет 15й раз читать или смотреть историю про трех поросят, Красную Шапочку или Снежную Королеву – терпите и утешайте себя тем, что при этом он УЧИТСЯ ЖИТЬ!

– Удастся ли Архангельскому театру кукол вернуть замечательную атмосферу и лучшие традиции театра – Дома в обновлённом помещении?

С таким вопросом обращаются к нам сейчас наши зрители.

Да, нам хочется вернуть то, что проверено многолетней практикой и помогало зрителям с первых же посещений становиться нашими верными понимающими друзьями и помощниками.

Вот с чем мы советуем познакомиться прежде, чем отправляться в кассу за билетами.

1.      Правила продажи билетов

2.      Советы педагогов

3.      Часто задаваемые вопросы

– Почему все ваши спектакли начинаются с речи «тётеньки с колокольчиком»? Эти речи бывают слишком длинными…

Более 30 лет назад в наследство от Дворца пионеров театр получил старое (но уютное) здание с деревянными скамейками в зрительном зале и резким звонком, приглашающим на спектакль так, что школьники аж вздрагивали и сжимались, словно сейчас их всех ждут двойки и замечания.

Когда с гастролей из Германии артисты привезли именно этот колокольчик, мы все вздохнули с облегчением: он за 2-3 секунды «добивался» полной тишины и внимания, а «тётенька с колокольчиком» на сцене в фойе объясняла, как размещаться в зале на ненумерованных местах, чтобы всем (особенно детям!) было, по – возможности, удобно и комфортно. Была (и пока ещё есть) необходимость и в зрительном зале перед спектаклем напомнить о каких-то наших правилах и советах, но главное – настроить на данный конкретный спектакль. Все спектакли разные. Одни начинаются на сцене – шумно, многолюдно или с почти незаметного появления какого-то персонажа; другие – с музыки, под которую актёры идут через зал, чинно здороваясь («Три медведя») или бурно вовлекая зрителей присоединиться к их «племени» («Куда ты, Страусёнок»?) и т.п.

Да, иногда эти речи бывают длиннее, чем хотелось бы (по разным причинам), но пока мы видим в них необходимость, так как кроме наших постоянных, уже «воспитанных» зрителей, идут новые, очень разные и зачастую путающие театр с развлекательным центром.

Сейчас в театре появился второй педагог – Александра Владиславовна, и она тоже будет с колокольчиком произносить «речи» – по-разному – в зависимости от ситуации, состава зрительного зала и конкретного спектакля.

– Детям очень хочется получше рассмотреть кукол, потрогать их, сфотографироваться с ними. Сейчас во многих местах это разрешается. И у вас мы тоже фотографировались на сцене после спектакля. Почему сейчас нельзя?

Мы считаем, что сцена – это место для артистов. Подниматься на неё НЕЛЬЗЯ – ни для того, чтобы сфотографироваться, ни, тем более, чтобы «всё потрогать».

Куклы из спектакля – это артисты, а не игрушки. Кроме того, на сцене много опасного (аппаратура, провода…) и много того, что зрители видеть не должны, чтобы не разрушить впечатления от сказки.

Есть у нас спектакли, когда артисты сами приглашают зрителей на сцену: помочь, сыграть какую-то роль («Бармалей», «Щуча – SUPER звезда», т.д.)

Но сфотографироваться на сцене можно было только на представлениях наших ДОМАШНИХ театриков (в литературно-театральной гостиной). Эти представления – игра в театр вместе со зрителями. После них можно было не только сфотографироваться, но и внимательно рассмотреть и потрогать кукол, чтобы дома сделать подобное. Тогда дома вместе с родителями можно играть в театр и сказку, а не с гаджетами.

– Моей дочери нет 3-х лет, но она очень хорошо смотрит все сказки….
– Ну и что, что маленький… Да он высидит, я ручаюсь!…


– Да мы уже везде с ней ходим, только у вас какие-то ограничения!…
– Почему вы нас отговариваете? Я ручаюсь, что он будет хорошо себя вести!..

Эти и подобные высказывания родителей мы слышим все чаще и чаще.

Дорогие родители!

У нас с вами часто не совпадают представления о том, что такое хорошо себя вести на спектакле.
Вот несколько примеров:

– ребенок очень сочувствует и легкомысленным Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу, и трудолюбивому Наф-Нафу и, тем не менее, громко подсказывает Волку, куда они побежали… – дети, перебивая друг друга, дают Зайцу – тете Насте самые разные советы прямо во время спектакля «Сказка из Волшебного ящика»: кричат и стучат ногами (по ее просьбе!), вслух выражают отношение ко всему, происходящему на сцене. – девочка подбегает к сцене и со слезами кричит трусливому герою сказки: «Не бойся, я с тобой!..» – дети, большие и маленькие, вскакивают с мест и танцуют во время спектакля, потому что «под такую музыку сидеть просто невозможно!!!».

Таких примеров у нас множество. И такое поведение нам очень нравится!

Нас очень огорчает, когда взрослые закрывают ребенку рот (буквально!), насильно усаживают на место, стыдят, призывая «вести себя хорошо».

А вот другие примеры:
– ребенок каждые 2-3 минуты громко спрашивает у мамы: Это кто?..Это что?.., а через 10-15 минут начинает отвлекаться, заглядывать под скамейку или залезать под нее, ныть, просить поесть, попить…и только фраза «Я хочу писать!» напоминает маме ее обещание «если что – мы выйдем!…». – родители еще у раздевалки начинают ругать капризничающего малыша: «Надо же! Всегда хорошо ходил, а сегодня не хочет! (как будто у взрослых всегда одинаковое настроение и состояние!). Потом они тащат его, упирающегося, на 2-й этаж, уговаривают войти в зрительный зал… откуда, как правило, через какое-то время выносят – плачущего. И ругают его, ни в чем не повинного, иногда такими словами!!!

– бабушка, буквально оттолкнув наших работников, протащила маленького мальчика на спектакль – длинный и, как его назвали дети, «очень переживательный». Мальчик «высидел» очень смирно, почти ни на что не реагируя.

Потом послушно поплелся за бабушкой к тетеньке-педагогу, и бабушка (при нем!) гордо и громко заявила: «НИЧЕГО НЕ ИСПУГАЛСЯ! НОЛЬ ЭМОЦИЙ!»
– учительница привела в театр класс (2-й или даже 3-й).

До начала спектакля бегать не разрешила, а в зрительном зале строго предупредила: «Я буду следить за вашим поведением!» И следила. Все дети вокруг от смеха падали друг на друга, а эти, бедные – «вели себя хорошо…»

Мы – артисты, администраторы, дежурные, педагоги…, наблюдая такие ситуации очень переживаем. Любую нашу попытку что-то сказать, объяснить…многие взрослые обычно пресекают короткой фразой: «Не учите меня жить!»

Уважаемы взрослые! Позвольте в очередной раз напомнить, что Вы приходите в НАШ Дом, а в нашем Доме – НАШИ правила. Прочитайте их внимательно, прежде, чем купите билет. Не огорчайте ваших детей возможными недоразумениями.

Источник: http://www.arhpuppet.ru/kids/

6 правил выбора и поведения в театре с детьми

Зачем вести ребенка в театр?

Недавний скандал в Большом, где на вечернее «Лебединое озеро» не пустили маму с маленьким ребёнком, вскрыл проблему, которая давно наболела и внутри театрального сообщества, и среди зрителей.

Проблема эта называется «правила посещения театра с детьми».

«Мел» спросил режиссёров, директоров и сотрудников московских театров, у которых есть дети, как они выбирают, куда пойти с ребёнком, и что можно позволять делать детям в театре.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Главное, о чём люди спорят, — это совсем не то, что фантиками во время спектакля шуршать нельзя. С этим как раз согласны все. Больше всего разногласий вызывает сама возможность или невозможность привести ребёнка в театр на тот спектакль, который выбрали родители.

Как быть, если на билете, на сайте и в рекламе спектакля стоит возрастное ограничение «18 +», а мама уверена, что её дошкольнику это представление подходит? Можно ли приходить с ребёнком на взрослый спектакль? Ведь, скорее всего, он будет мешать другим зрителям, отчаянно скучая на трёхчасовом представлении.

Об этом мы решили поговорить с родителями, для которых театр — профессия. Ведь это именно те люди, которые, с одной стороны, больше других заинтересованы в том, чтобы зрители с детьми приходили в театры как можно чаще. С другой, они на собственной шкуре знают, с какими сложностями сталкиваются взрослые, приводя детей на спектакль, — и родители, и другие зрители, и актёры.

Своеобразный свод правил поведения в театре с детьми нам помогли составить директор Российского академического молодёжного театра (РАМТ) и мама 12-летнего сына Софья Апфельбаум; директор московского Театра теней и мама шестилетней дочери Маргарита Модестова; режиссёр Рузанна Мовсесян, у которой двое детей — 15-летний сын и семилетняя дочь; режиссёр-педагог, руководитель клубных программ РАМТа и мама двух уже взрослых дочерей Алла Лисицина; сотрудник литературной части театра «Мастерская Петра Фоменко», театровед, автор и ведущая лекции-экскурсии «Путешествие в театральную историю» и мама девятилетней дочери Анастасия Сергеева; главный режиссёр Театра кукол имени Образцова, отец взрослой дочери Борис Константинов.

1. Доверяйте возрастному цензу, который указывает театр на афише спектакля

iStockphoto / deyangeorgiev

«За возрастной рекомендацией стоят много часов, если не недель, обсуждений. Все, кто работает над спектаклем и кто связан со зрителями, принимают в нём участие: постановочная группа, администрация, театральные педагоги, — говорит режиссёр Рузанна Мовсесян. — Эта цифра не с потолка берётся и не формально ставится».

«Любой театр заинтересован в зрителях и, конечно, не будет препятствовать их приходу. Однако если театр не рекомендует приводить на спектакль детей младше определённого возраста, делать этого не надо.

Как бы вам ни казалось, что ребёнок готов и будет внимательно смотреть, в большинстве случаев это закончится неприятными ситуациями во время спектакля, — продолжает директор РАМТа Софья Апфельбаум.

— При этом театры, в которых идут спектакли для детей, ранжируют свои постановки гораздо подробнее, чем это предписано законом „О защите детей от информации“ и размещают в своих информационных материалах чёткие указания, для какого именно возраста предназначен спектакль».

10 советов, как не превратить выход с детьми в публичные места в катастрофу

Все, с кем говорил «Мел», сходились в одном мнении о возрастных цензах. Вот, например, ещё один аргумент от директора Театра теней Маргариты Модестовой: «Возрастные рекомендации театра — это всегда забота о зрителе-ребёнке.

Ведь даже если он в свои четыре года умеет читать и играет на скрипке, а его родители абсолютно уверены, что он точно поймёт сюжеты „Чёрной курицы“, он может испугаться Мышиного короля или громкой музыки.

Да чего угодно, что приведёт в восторг более взрослого ребёнка».

Чтобы в значках возрастных ограничений родителям было легче ориентироваться, театральный педагог РАМТа Алла Лисицина составила специальную табличку с объяснениями:

  • 0+. История на 5-10 минут детям до двух лет. Фактически такой спектакль — это игра с предметами не в домашней обстановке. Детям такого возраста важно, чтобы рядом была мама, а не другие дети или взрослые.
  • 3+. Сказка на 20 минут с односложным сюжетом. Это может быть настольный или кукольный театр.
  • 5+. Спектакль на 30-40 минут в кукольном театре с историей с ярко выраженными «хорошим» и «плохим» героями, а также камерные спектакли драматического или музыкального театра.
  • 6+. Любой дневной спектакль драматического или музыкального театра.
  • 12+. Любые спектакли дневного и вечернего репертуара.

mos.ru

Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, очень подробно изучите всё, что связано с постановкой: описание на сайте театра, фотографии, длительность, близость к литературному первоисточнику. Можно почитать рецензии театральных критиков и отзывы других родителей. Если спектакль хоть как-то «прозвучал», и то и другое наверняка есть в интернете.

Чем больше взрослый будет знать о том, что ждёт его и ребёнка в театре, тем меньше неприятных сюрпризов будет во время спектакля

Особенно это касается новогодних и музыкальных спектаклей. Почему-то часто в России уровень звука на детских «массовых» представлениях ставят запредельно высокий. Барабанные перепонки не то что детей, многих взрослых просто не выдерживают такой нагрузки.

Если же у родителей после всей «подготовительной» работы всё же остались сомнения, нужно ли идти именно на эту постановку, стоит проконсультироваться с кассирами или администраторами театра. Нет людей, которые бы знали репертуар собственного театра лучше именно с точки зрения «попадания» каждого спектакля в свою аудиторию.

«Поверьте, кассиры всегда ответят на самые сложные и каверзные вопросы, посоветуют или отсоветуют. Прислушайтесь к этим мудрым женщинам. Если они говорят, что не стоит, значит, действительно не стоит.

И дело не только в возрастной маркировке, которая стоит на билете. Каким бы продвинутым ни был ваш ребёнок, три с половиной часа шестилетке высидеть сложнее, чем ребёнку девяти лет. Кассиры это прекрасно понимают.

Постарайтесь понять и вы», — советует Анастасия Сергеева.

3. Не опаздывайте на спектакль

iStockphoto / ferar

Это банальное и старое правило, но оттого не менее важное. Во-первых, это ужасно мешает артистам. Во-вторых, это отвлекает других зрителей.

В-третьих, любое опоздание, как правило, очень нервирует ребёнка. Вашего ребёнка, прежде всего. Поэтому лучше, гуманнее и разумнее со всех точек зрения приехать заранее.

А если вдруг вы не знаете, чем занять себя и ребёнка до начала спектакля, то вот несколько подсказок от Анастасии Сергеевой: «В любом театре есть фойе с фотографиями актёров. Попробуйте найти тех, кто будет сегодня занят в спектакле. Поверьте, дети очень любят подобные „квесты“. Сходите в буфет.

Не забудьте сходить туалет. Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать эти важные дела, потому что в зале не принято шуршать бумажками от конфет. Невежливо поднимать полряда, выбираясь в туалет. Ну и самое главное — спектакль нельзя поставить на паузу, как видеопроигрыватель.

Пока вы ходите туда-сюда, пропустите самое интересное».

Как говорить с детьми об этике

Купите программку или буклетик спектакля. Сейчас, как правило, в детских театрах их делают очень увлекательными. А также перед походом на спектакли прочитайте правила посещения театра — просто чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не потерять зря время на входе, препираясь с администрацией. Как это и случилось с той мамой в Большом, которая не приняла всерьёз то, что написано на билете.

Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац:

«Во всей истории с неудавшимся посещением Большого театра меня больше всего поражает степень неадекватности родителей бедных детишек. Вот результат настойчивого выпихивания культуры в «сферу услуг».

Потерявшие чувство меры «потребители» начинают вести себя в музеях и театрах как в мясных рядах на базаре или в прачечной

Я вспоминаю в связи с этим два случая. Один из моего детства, другой — из недавнего опыта нашего детского театра. Когда-то много десятков лет назад моя мама во время нашего короткого приезда в Москву (мне было лет шесть или семь) решила сводить меня в Большой театр на «Лебединое озеро».

Все, что я запомнил из того похода, это как моя бедная мамочка уговаривала благородных пожилых капельдинерш Большого пустить нас. Понимая (и я это отлично помню), что просит о практически невозможном, ибо детям не разрешено было посещение вечерних спектаклей.

Уговаривала не потому, что она «законный потребитель» и «отстаивает свои права», а потому, что ей бесконечно важно, чтобы ребёнок побывал в этом театре, почувствовал трепет соприкосновения с классическим балетом и музыкой. Нас пустили.

Наверное, излишне говорить, что спектакля я не помню (в отличие от наших походов на «Конька-горбунка» в Кремлёвский дворец и на «Карлсона» в Театр сатиры). Помню только этот разговор с капельдинерами.

Как спектакль сохраняет детство поколению digital

Источник: https://mel.fm/teatr/7193684-children_theatre

Для родителей
Добавить комментарий