Жизнь с малышом: без страха и упрека

Будущее без страха и упрека

Жизнь с малышом: без страха и упрека

Центр обучения и социализации «Пространство общения» помогает «тяжелым» детям и их родителям жить в нашем с вами мире.

Допустим, вам нет и тридцати, вы молоды и красивы. И вы узнаете, что ваш ребенок болен — у него множественные нарушения развития. Ваша жизнь летит под откос. У вас все шло по накатанной: школа с медалью, диплом, перспективная работа, любящий муж, машина, дача.

А тут — этот страшный диагноз. И вот вы представляете, как стоите в метро с коляской и попрошайничаете, потому что нет денег на хлеб. Вам пришлось бросить работу, потому что ребенка ни на минуту нельзя оставить без присмотра. От вас в спешке уходит муж.

Вы запираетесь дома и воете ночами от бессилия.

Вы и не знали раньше, что так бывает. Думали, что это случается только с совсем уж безнадежными забулдыгами. Вам-то за что досталась такая судьба? Вы вините во всем себя и готовы отдать все, только бы ребенок выздоровел и весь этот ужас закончился. Но это никогда не закончится. Это на всю жизнь.

Вы думаете о том, что будет, когда ребенок подрастет. Вот вы представляете, как сначала его не берут в сад, затем в школу, потом на работу. Он не в состоянии сходить в магазин, чтобы купить еду, съесть ее самостоятельно он тоже не может.

Он ничего не может. На улицах от вас, по старой советской традиции, шарахаются. Никто не хочет видеть в вашем сыне просто ребенка, вместо этого видят лишь диагноз.

Вы оказываетесь в социальной изоляции и не знаете, как выкарабкаться из этой клетки.

Вам страшно и одиноко. Вы не можете представить обычной спокойной жизни с больным ребенком в этой стране — только полную подвигов жизнь героя или полную унижений жизнь жертвы. И то, и другое невыносимо.

***

Примерно таким женщины представляют будущее, когда принимают решение оставить особого ребенка в интернате.

Их не так уж и мало: из 760 детей один рождается с синдромом Дауна, один из 185 детей имеет церебральный паралич, а у каждого 68-ого ребенка расстройства аутистического спектра, и по данным американской статистики число детей с аутизмом с каждым годом растет.

Столкнуться с этим может кто угодно — ваша коллега, университетская подруга или женщина, которую вы каждое утро встречаете на эскалаторе. А можете и вы сами.

Но только знаете, что? Будущее может быть другим — без отчуждения и одиночества. А жизнь — счастливой и достойной. Для этого общественной родительской организацией «Дорога в мир» был создан центр обучения и социализации «Пространство общения» для детей с различными нарушениями развития, в том числе с тяжелыми и множественными.

Сама организация «Дорога в мир» был создан еще в конце 90-х, когда выяснилось, что государственная система не может предложить семьям с такими детьми ничего, кроме интернатов для умственно отсталых, больше похожих на тюрьму, родители детей с нарушениями развития и специалисты объединились и стали делать различные программы помощи для детей.

«Одному действительно очень тяжело, выжить можно только в сообществе», — руководитель программы «Пространство общения» Ирина Долотова знает, о чем говорит. У ее сына Илюши множественные нарушения развития, но Ирина совсем не похожа на забитую и несчастную женщину. Когда-то она занималась античной археологией, теперь помогает другим семьям с особыми детьми.

«В нашей стране спасение утопающих — дело рук самих утопающих, вот я и пошла учиться на коррекционного педагога», — улыбается Юля. Она спокойная, как Будда, хрупкая, очень красивая и выглядит моложе своих лет.

Сегодня у ее сына Вани день рождения — 10 лет. Ване безразличны подарки, сейчас пауза в занятиях и он ползает на коленках, вытаскивает из корзины пакет для мусора и подбрасывает его вверх.

Пока пакет парашютом опускается вниз, Ваня наблюдает за полетом, лежа на полу — он устал и, кажется, счастлив.

Юля и Ваня занимаются в центре второй год: сын как ученик, мама как волонтер. До этого Ваня прошел 14 официальных курсов реабилитации в больницах без особого успеха, здесь он научился самостоятельно есть всего за 4 месяца, стал использовать картинки, чтобы сообщить о своих желаниях и еще многим полезным вещам. Юля год помогает в центре чужим детям, пока психологи занимаются с ее сыном.

«Я бы все равно сидела и ждала ребенка, а так я чем-то занята. Тем более мне нужна практика», — говорит Юля. Сейчас занятость в центре кажется ей недостаточной, поэтому Юля собирается по воскресеньям ходить волонтером еще и в Свято-Софийский детский дом — первый в Москве негосударственный детский дом для детей с тяжелыми нарушениями развития.

Центр оказывает психологическую поддержку родителям, которую обычно получить совсем негде. Но родители нуждаются в ней не меньше, чем дети. Психологи помогают семьям не отказываться от особых детей, лучше их понимать, обучать необходимым в повседневной жизни навыкам.

На кухне, за чаем, мамы, которые изо дня в день находятся с ребенком, могут передохнуть и поболтать на равных — без противного сюсюкающего тона или обидных слов, поддержать друг друга, почувствовать, что не одиноки, почитать книгу в конце концов.здесь помогают жить самой обычной жизнью.

Это лучшая терапия эту цитатуКороче, здесь помогают жить самой обычной жизнью. Это лучшая терапия.

Психологи центра рассказывают, что за последние 10 лет выросло количество семей, которые не отказываются от особенных детей, все больше отцов остается в семьях, отношение общества к людям с инвалидностью стало заметно лучше.

Сейчас в центре обучаются 40 детей, многие из них совсем не говорят и некоторые передвигаются в колясках. Самых «сложных» из них отказались взять в коррекционные школы.

Несколько раз в неделю они приезжают Бог знает откуда на «Площадь Ильича», тратя по два часа на дорогу, и учатся самым простым и нужным на свете вещам — самостоятельно ходить в туалет, есть, общаться, ориентироваться в быту.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная обучающая программа, что дико важно для детей с ментальной инвалидностью.

«У нас проводится диагностика, выстраиваются задачи на год, оговариваются этапы, методы, каждые три месяца это отслеживается. У каждого своя динамика. Если заявлена задача самостоятельно ходить в туалет, это может быть целью на два года или даже на три, — объясняет Антон, педагог центра. — И мы реально видим серьезный прогресс».

Антон — неожиданно крепкий, симпатичный молодой мужчина. Когда он, только что закончивший вуз психолог, пришел сюда волонтером, ему было очень страшно. «Я не знал, что вообще бывают такие дети и такие разные, мне было всех жалко, я приходил домой и плакал.

либо ты плачешь крокодильими слезами, либо что-то делаешь. И я выбрал что-то делать эту цитатуНо потом понял, что либо ты плачешь крокодильими слезами, либо что-то делаешь. И я выбрал что-то делать», — вспоминает Антон.

Он работает в центре уже четвертый год, шесть дней в неделю.

Для общения в центре используют картинки и коммуникативные книги — с картинками для визуализации желаний, с помощью которых даже неречевые дети и дети, которые не двигаются, могут контактировать с родителями или учителями. Это тоже большой прогресс.

С помощью коммуникационной книги ребенок может сам принимать простые решения и делать выбор, а значит, чувствовать себя личностью. Это очень сложно для детей с ментальными нарушениями, но очень важно. «Раньше Ваня просто кричал и психовал, мне было непонятно, почему — то ли ему больно, то ли не тот мультик, — рассказывает Юля.

— А мое непонимание его еще больше злило. Теперь, когда он понял, как это работает, и может контактировать с миром, он успокоился».

Кроме прогресса в обучении, в центре полно простых детских радостей — побаловаться на перемене, послушать, как Лена, волонтер центра, играет на варгане, покормить голубей в парке, летом пойти в поход с палатками, поиграть в прятки, приготовить пиццу, попрыгать по лужам. Ребят постарше, уже выпускников, здесь готовят к самостоятельной взрослой жизни: учат ходить в магазин и считать деньги, готовить еду, обучают простым профессиональным навыкам — лепке из глины.

«Пространство общения» не получает ни копейки от государства и существует за счет пожертвований родителей, благотворительных фондов и грантов. У каждого ребенка есть взрослый, педагог или сопровождающий, — это особенность обучения детей с ментальной и физической инвалидностью, — поэтому в центре много педагогов.

Только на годовую зарплату педагогам и психологам требуется около 4,5 миллионов рублей. Плюс аренда помещения, коммуналка, оборудование и учебные материалы.

Например, специальные удобные кресла для детей с тяжелыми формами ДЦП, которые производятся в Европе и США, стоят по 3-4 тысячи долларов каждое, а специальные устройства для неговорящих детей 5000-10000 рублей. Расходы получаются очень приличными.

Центр самостоятельно собрал почти всю необходимую сумму, осталось собрать небольшую часть — около 400 000 рублей.

Там рады любой помощи и новым лицам, и пусть не каждый может приходить в центр несколько дней в неделю даже на пару часов как волонтер, но каждый из нас точно может помочь деньгами.

Каждая сотня рублей пойдет на весьма скромную оплату труда педагогов, покупку специального оборудования и материалов, аренду помещения.

Давайте поможем.

Давайте назло всем стереотипам по чуть-чуть, по сто рублей, инвестируем в будущее, в котором нам бы хотелось жить. эту цитатуПросто потому, что это справедливо. Потому что это наша общая ответственность за мир, в котором мы живем.

И от наших действий зависит то, каким будет этот мир. Давайте назло всем стереотипам по чуть-чуть, по сто рублей, инвестируем в будущее, в котором нам бы хотелось жить.

В такое будущее, где любой человек, даже с самыми тяжелыми нарушениями, может быть счастлив.

Сделать пожертвование

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2015/06/budushhee-bez-strakha-i-upreka/

Чем опасна пропаганда кормления грудью

Жизнь с малышом: без страха и упрека

Клэр Уилсон BBC Future

Правообладатель иллюстрации iStock

Кормление грудью, бесспорно, имеет много плюсов. Однако давление, которое порой оказывают на женщин с помощью всевозможных кампаний в поддержку грудного вскармливания, в том числе и спонсируемых государством, несет в себе потенциальные опасности. Обозреватель BBC Future объясняет, почему у матерей должно быть право свободного выбора.

Когда Сюзанн Барстон из Чикаго ожидала рождения своего первенца, она была настроена сделать все как надо – в частности, кормить своего сына грудью.

“Я даже прошла курсы подготовки к грудному вскармливанию”, – говорит женщина.

Но уже через несколько дней стало ясно, что ребенок не может правильно сосать грудь, и Сюзанн пришлось сцеживать молоко и кормить малыша из бутылочки.

Эта процедура ежедневно занимала несколько часов, практически не оставляя женщине времени на себя. Психическое и физическое истощение привели к послеродовой депрессии.

Сын Сюзанн тоже не чувствовал себя хорошо, у него были высыпания на коже и понос с кровью.

Врач сказал, что это может быть вызвано аллергической реакцией организма на какие-то продукты в рационе матери и предложил попробовать гипоаллергенную молочную смесь.

Буквально через два дня пищеварение у малыша наладилось, и все неприятные симптомы исчезли.

Хорошо, что все закончилось именно так, но вспоминая свои страдания, Барстон возмущается. Зачем так давить на матерей? По ее мнению, “роль грудного вскармливания сильно преувеличена”.

У каждой седьмой женщины недостаточно молока, чтобы полноценно выкормить ребенка

Преувеличена? Звучит довольно странно. “Грудное вскармливание для младенца – лучший вариант”, советуют в один голос ВОЗ, ЮНИСЕФ и множество других уважаемых медицинских организаций.

Они отмечают, что в первые шесть месяцев жизни дети должны получать исключительно грудное молоко, поскольку это имеет огромные плюсы – как для здоровья матерей, так и их новорожденных детей.

Грудное молоко считают настолько полезным, что женщинам рекомендуют кормить грудью, пока ребенку не исполнится один, а то и два года.

Однако в последнее время тезис “грудное вскармливание любой ценой” все чаще подвергается сомнению.

Общественные активисты, врачи и ученые утверждают, что если процесс грудного вскармливания не дается женщине легко, это может иметь негативные последствия.

К тому же некоторые женщины физически не могут производить достаточное количество молока.

Если вовремя не обратить внимание на состояние здоровья такого ребенка, это может привести к обезвоживанию его организма, иногда даже с риском повреждения мозга.

Главный вопрос – не “грудь или смесь”, а получает ли ребенок полноценное питание, утверждают защитники свободы выбора.

“Нам много говорят о пользе грудного вскармливания – замечательно, но расскажите также и о рисках, и пусть женщины сделают свой выбор”, – отмечает Эми Татер, бывшая акушерка из США и автор книги Push Back (“Дайте отпор”), в которой она жестко раскритиковала движение за естественный подход к материнству.

О чем же свидетельствуют факты? Что говорят результаты исследований?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption До того как преимущества грудного вскармливания стали очевидными, врачи и медсестры активно пропагандировали молочные смеси

Официальное отношение к грудному вскармливанию сегодня очень отличается от того, каким оно было в прошлом. Когда в первой половине XX века молочные смеси приобрели популярность, их производители рекламировали свою продукцию, утверждая, что смесь лучше грудного молока.

Медицинские работники отговаривали женщин кормить грудью, считая это старомодным или уделом низшего сословия.

Теперь это кажется по меньшей мере странным, ведь нам известно, что грудное молоко содержит огромное количество полезных веществ, в частности, антител ко многим бактериям.

Кроме того, состав молока меняется изо дня в день, удовлетворяя потребности организма ребенка в различных микроэлементах. Даже в течение одного кормления сначала малыш получает более водянистое молоко, утоляющее жажду.

Есть и другая проблема, подчеркивающая преимущество кормления грудью. Смесь обычно выпускается в виде порошка, который нужно разбавить водой, а в бедных странах порой отсутствует доступ к чистой питьевой воде или нет возможности вскипятить ее.

Я слышала много ужасных историй. Некоторые женщины были на грани самоубийства

Таким образом, из-за условий жизни женщины не могут использовать продукт правильно. Им приходится применять воду сомнительной чистоты или наливать смесь в нестерилизованные бутылки.

К началу 1970-х у общественности по всему миру стали возникать подозрения, что производители сухих смесей для кормления младенцев, энергично продвигая свой товар в странах “третьего мира” и убеждая матерей, что искусственное вскармливание предпочтительнее естественного, умышленно искажают факты.

Активисты борьбы против сухих смесей утверждали, что искусственное детское питание способствует страданиям детей, а то и внезапной смерти – особенно в семьях бедных слоев населения.

В итоге это привело к бойкоту продукции одного из крупнейших производителей детского питания – компании Nestle.

Сегодня во многих странах (в том числе, в Британии – Ред.) запрещена реклама заменителей грудного молока, а медицинский персонал настоятельно рекомендует родителям грудное вскармливание.

В какой-то момент Барстон почувствовала: ее осуждают за то, что она не кормила ребенка грудью. И тогда она начала вести блог под названием “Кормление смесью без страха и упрека” (Fearless Formula Feeder), чтобы поддержать других женщин, оказавшихся в похожем положении.

Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-39886366

В детский сад без страха и упрека

Жизнь с малышом: без страха и упрека

Важное и волнующее событие ожидает вашего малыша. Он впервые идет в детский сад. Еще недавно ваш ребенок почти все время находился в кругу семьи, а теперь ему предстоит оказаться в окружении сверстников и «чужих» взрослых.

Период посещения детского сада  очень важное время в жизни детей.

Ведь именно здесь они учатся проявлять свою индивидуальность и в то же время быть частью детского коллектива, учатся взаимодействовать со взрослыми, не являющимися членами семьи и познавать окружающий мир.

 Дети, посещавшие детский сад, как правило, легче адаптируются к школьной жизни. Получившие достаточный опыт общения с другими детьми и взрослыми, они легче усваивают дисциплинарные нормы, проявляют активность и инициативность. 

Итак, ваш ребенок очень скоро пойдет в детский сад.  Значит, пришло время подумать о том, как помочь ему безболезненно адаптироваться к новым условиям.

Первые недели посещения ребенком детского учреждения  являются непростыми, ведь он оказывается в незнакомой для него обстановке, да и мамы с папой нет рядом, что подчас является настоящим стрессом для малыша.

  Отношение родителей к детскому саду, их эмоциональный настрой, подготовка ребенка к предстоящим изменениям в его жизни во многом определяют,  как скоро и успешно ребенок  адаптируется в новых условиях.  

Период адаптации в среднем может продолжаться от 2 недель до 3-х месяцев – в этот период у детей могут наблюдаться следующие поведенческие реакции:

повышенная тревожность, страхи  (например, страх, что мама не заберет  из детского сада);

плач;

негативизм (ребенок отказывается одеваться, умываться);

агрессия по отношению к взрослым и/или детям;

заторможенность, медлительность;

замкнутость, нежелание общаться;

потеря аппетита;

нарушение продолжительности и глубины сна;

простудные и вирусные заболевания;

обострение хронических болезней.

С чего же начать? Как помочь  малышу как можно быстрее пережить период адаптации к условиям детского сада?

            Психологи и педагоги чаще всего дают следующие рекомендации:

 Задолго до посещения детского сада приучайте ребенка к определенному режиму дня. Пробуждение, прием пищи и дневной сон должны быть приближены по времени к тому, как это принято в детском учреждении. Если ребенок уже начал посещать детский сад в выходные и праздничные дни также придерживайтесь детсадовского режима!

Научите ребенка самостоятельно кушать ложкой, проситься в туалет, снимать и надевать штанишки.

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. Настраивайте ребенка на позитивный лад. Говорите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.

Договоритесь с другими членами семьи отводить ребенка в детский сад. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

Поиграйте с ребенком дома в «детский сад» с помощью игрушек, в которой одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что он говорит и делает от лица героя-игрушки, попробуйте вместе с ребенком найти игрушечному герою друзей и решить проблемы вашего ребенка через него, ориентируя игру на положительный исход.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Не оставляйте его в первые дни в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте домой.

Дайте ребенку с собой его любимую игрушку или еще что-нибудь, что будет согревать его сердце.

Сообщите воспитателю ласкательное имя ребенка, подробности его домашней жизни, познакомьтесь заранее с персоналом детского сада.

Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие травмирующие психику ребенка медицинские процедуры.

Старайтесь не делать перерывов в посещении детского сада, если для этого нет веских причин. Неделя дома не только не поможет адаптироваться малышу, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, будьте внимательны и ласковы с ним.

При выраженных невротических реакциях обращайтесь за помощью к детскому психологу и/или врачу-неврологу.  Своевременная квалифицированная помощь поможет избежать усугубления проблем ребенка.

Танакова Анна Геннадьевна, писхолог

Источник: http://www.akvarell.ru/2parents/publication/25/

Будущее без страха и упрека – Центр «Пространство общения» помогает «тяжелым» детям и их родителям жить в нашем с вами мире

Жизнь с малышом: без страха и упрека

Допустим, вам нет и тридцати, вы молоды и красивы. И вы узнаете, что ваш ребенок болен — у него множественные нарушения развития. Ваша жизнь летит под откос. У вас все шло по накатанной: школа с медалью, диплом, перспективная работа, любящий муж, машина, дача.

А тут — этот страшный диагноз. И вот вы представляете, как стоите в метро с коляской и попрошайничаете, потому что нет денег на хлеб. Вам пришлось бросить работу, потому что ребенка ни на минуту нельзя оставить без присмотра. От вас в спешке уходит муж.

Вы запираетесь дома и воете ночами от бессилия.

Вы и не знали раньше, что так бывает. Думали, что это случается только с совсем уж безнадежными забулдыгами. Вам-то за что досталась такая судьба? Вы вините во всем себя и готовы отдать все, только бы ребенок выздоровел и весь этот ужас закончился. Но это никогда не закончится. Это на всю жизнь.

Вы думаете о том, что будет, когда ребенок подрастет. Вот вы представляете, как сначала его не берут в сад, затем в школу, потом на работу. Он не в состоянии сходить в магазин, чтобы купить еду, съесть ее самостоятельно он тоже не может.

Он ничего не может. На улицах от вас, по старой советской традиции, шарахаются. Никто не хочет видеть в вашем сыне просто ребенка, вместо этого видят лишь диагноз.

Вы оказываетесь в социальной изоляции и не знаете, как выкарабкаться из этой клетки.

Вам страшно и одиноко. Вы не можете представить обычной спокойной жизни с больным ребенком в этой стране — только полную подвигов жизнь героя или полную унижений жизнь жертвы. И то, и другое невыносимо.

***

Примерно таким женщины представляют будущее, когда принимают решение оставить особого ребенка в интернате.

Их не так уж и мало: из 760 детей один рождается с синдромом Дауна, один из 185 детей имеет церебральный паралич, а у каждого 68-ого ребенка расстройства аутистического спектра, и по данным американской статистики число детей с аутизмом с каждым годом растет.

Столкнуться с этим может кто угодно — ваша коллега, университетская подруга или женщина, которую вы каждое утро встречаете на эскалаторе. А можете и вы сами.

Но только знаете, что? Будущее может быть другим — без отчуждения и одиночества. А жизнь — счастливой и достойной. Для этого общественной родительской организацией «Дорога в мир» была создана центр обучения и социализации «Пространство общения» для детей с различными нарушениями развития, в том числе с тяжелыми и множественными.

Сама организация «Дорога в мир» была создана еще в конце 90-х, когда выяснилось, что государственная система не может предложить семьям с такими детьми ничего, кроме интернатов для умственно отсталых, больше похожих на тюрьму, родители детей с нарушениями развития и специалисты объединились и стали делать различные программы помощи для детей.

«Одному действительно очень тяжело, выжить можно только в сообществе», — руководитель программы «Пространство общения» Ирина Долотова знает, о чем говорит. У ее сына Илюши множественные нарушения развития, но Ирина совсем не похожа на забитую и несчастную женщину. Когда-то она занималась античной археологией, теперь помогает другим семьям с особыми детьми.

«В нашей стране спасение утопающих — дело рук самих утопающих, вот я и пошла учиться на коррекционного педагога», — улыбается Юля. Она спокойная, как Будда, хрупкая, очень красивая и выглядит моложе своих лет.

Сегодня у ее сына Вани день рождения — 10 лет. Ване безразличны подарки, сейчас пауза в занятиях и он ползает на коленках, вытаскивает из корзины пакет для мусора и подбрасывает его вверх.

Пока пакет парашютом опускается вниз, Ваня наблюдает за полетом, лежа на полу — он устал и, кажется, счастлив.

Юля и Ваня занимаются в центре второй год: сын как ученик, мама как волонтер. До этого Ваня прошел 14 официальных курсов реабилитации в больницах без особого успеха, здесь он научился самостоятельно есть всего за 4 месяца, стал использовать картинки, чтобы сообщить о своих желаниях и еще многим полезным вещам. Юля год помогает в центре чужим детям, пока психологи занимаются с ее сыном.

«Я бы все равно сидела и ждала ребенка, а так я чем-то занята. Тем более мне нужна практика», — говорит Юля. Сейчас занятость в центре кажется ей недостаточной, поэтому Юля собирается по воскресеньям ходить волонтером еще и в Свято-Софийский детский дом — первый в Москве негосударственный детский дом для детей с тяжелыми нарушениями развития.

Центр оказывает психологическую поддержку родителям, которую обычно получить совсем негде. Но родители нуждаются в ней не меньше, чем дети. Психологи помогают семьям не отказываться от особых детей, лучше их понимать, обучать необходимым в повседневной жизни навыкам.

На кухне, за чаем, мамы, которые изо дня в день находятся с ребенком, могут передохнуть и поболтать на равных — без противного сюсюкающего тона или обидных слов, поддержать друг друга, почувствовать, что не одиноки, почитать книгу, в конце концов.

Короче, здесь помогают жить самой обычной жизнью. Это лучшая терапия.

Психологи центра рассказывают, что за последние 10 лет выросло количество семей, которые не отказываются от особенных детей, все больше отцов остается в семьях, отношение общества к людям с инвалидностью стало заметно лучше.

Сейчас в центре обучаются 40 детей, многие из них совсем не говорят и некоторые передвигаются в колясках. Самых «сложных» из них отказались взять в коррекционные школы.

Несколько раз в неделю они приезжают Бог знает откуда на «Площадь Ильича», тратя по два часа на дорогу, и учатся самым простым и нужным на свете вещам — самостоятельно ходить в туалет, есть, общаться, ориентироваться в быту.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная обучающая программа, что дико важно для детей с ментальной инвалидностью.

«У нас проводится диагностика, выстраиваются задачи на год, оговариваются этапы, методы, каждые три месяца это отслеживается. У каждого своя динамика. Если заявлена задача самостоятельно ходить в туалет, это может быть целью на два года или даже на три, — объясняет Антон, педагог центра. — И мы реально видим серьезный прогресс».

Антон — неожиданно крепкий, симпатичный молодой мужчина. Когда он, только что закончивший вуз психолог, пришел сюда волонтером, ему было очень страшно.

«Я не знал, что вообще бывают такие дети и такие разные, мне было всех жалко, я приходил домой и плакал. Но потом понял, что либо ты плачешь крокодильими слезами, либо что-то делаешь.

И я выбрал что-то делать», — вспоминает Антон. Он работает в центре уже четвертый год, шесть дней в неделю.

Для общения в центре используют картинки и коммуникативные книги — с картинками для визуализации желаний, с помощью которых даже неречевые дети и дети, которые не двигаются, могут контактировать с родителями или учителями. Это тоже большой прогресс.

С помощью коммуникационной книги ребенок может сам принимать простые решения и делать выбор, а значит, чувствовать себя личностью. Это очень сложно для детей с ментальными нарушениями, но очень важно. «Раньше Ваня просто кричал и психовал, мне было непонятно, почему — то ли ему больно, то ли не тот мультик, — рассказывает Юля.

— А мое непонимание его еще больше злило. Теперь, когда он понял, как это работает, и может контактировать с миром, он успокоился».

Кроме прогресса в обучении, в центре полно простых детских радостей — побаловаться на перемене, послушать, как Лена, волонтер центра, играет на варгане, покормить голубей в парке, летом пойти в поход с палатками, поиграть в прятки, приготовить пиццу, попрыгать по лужам. Ребят постарше, уже выпускников, здесь готовят к самостоятельной взрослой жизни: учат ходить в магазин и считать деньги, готовить еду, обучают простым профессиональным навыкам — лепке из глины.

«Пространство общения» не получает ни копейки от государства и существует за счет пожертвований родителей, благотворительных фондов и грантов. У каждого ребенка есть взрослый, педагог или сопровождающий, — это особенность обучения детей с ментальной и физической инвалидностью, — поэтому в центре много педагогов.

Только на годовую зарплату педагогам и психологам требуется около 4,5 миллионов рублей. Плюс аренда помещения, коммуналка, оборудование и учебные материалы.

Например, специальные удобные кресла для детей с тяжелыми формами ДЦП, которые производятся в Европе и США, стоят по 3−4 тысячи долларов каждое, а специальные устройства для неговорящих детей 5000−10000 рублей. Расходы получаются очень приличными.

Центр самостоятельно собрал почти всю необходимую сумму, осталось собрать небольшую часть — около 400 000 рублей.

Там рады любой помощи и новым лицам, и пусть не каждый может приходить в центр несколько дней в неделю даже на пару часов как волонтер, но каждый из нас точно может помочь деньгами.

Каждая сотня рублей пойдет на весьма скромную оплату труда педагогов, покупку специального оборудования и материалов, аренду помещения.

Давайте поможем.

Просто потому, что это справедливо. Потому что это наша общая ответственность за мир, в котором мы живем. И от наших действий зависит то, каким будет этот мир. Давайте назло всем стереотипам по чуть-чуть, по сто рублей, инвестируем в будущее, в котором нам бы хотелось жить. В такое будущее, где любой человек, даже с самыми тяжелыми нарушениями, может быть счастлив.

takiedela.ru

Источник: https://svpressa.ru/society/article/124028/

Экзамен без страха и упрека. Советы психолога по подготовке к ЕГЭ

Жизнь с малышом: без страха и упрека

Совсем скоро школьники сядут за парты, чтобы сдать первый в этом году Единый государственный экзамен. Подготовка к ЕГЭ идет давно. И дети и родители к началу экзаменационной поры из-за переживаний оказываются на эмоциональном пределе.

И если взрослым легче пережить этот момент — мы знаем, что на этом жизнь не заканчивается, то для выпускника жизнь сводится к нескольким бланкам ЕГЭ. И даже зная назубок предмет, он боится допустить ошибку — в оформлении, в тесте.

О том, как преодолеть страх и успешно сдать выпускной экзамен в школе, — в материале «СА».

Все получится!

Задача родителей — настроить ребенка на успех, помочь пройти испытание экзаменами. И здесь важен каждый момент общения, каждое слово или даже взгляд.

— Важно дать понять ребенку, что он со всем справится и у него все получится. Здесь очень многое зависит от семьи и от построения внутрисемейных отношений. Если ребенка настраивают такими фразами, как «ты молодец», «у тебя получится», «ты справишься», то это благотворно повлияет на результат. Не нужно настраивать выпускника на плохой исход.

Причем скрытый настрой на негатив может выражаться даже во фразе: «Если ты не сдашь, что мы будем делать?» Мы неосознанно закладываем в нее возможность неудачи. Таких фраз стоит избегать, необходимо говорить: «У тебя все получится».

В обращении к ребенку обязательно должен быть положительный посыл, — рассказала «СА» директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Шарапова.

Поддержать ребенка — значит верить в него. Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен забыть о его прошлых неудачах и помочь обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей, должен дать понять, что необходимо помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

— Опирайтесь на сильные стороны ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Повышайте его уверенность в себе, самооценку, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок, — говорит психолог.

Выказывайте ребенку психологическую поддержку. Вашему сыну или дочери будет легче справиться с экзаменационным стрессом, если он будет знать, что вы его полностью поддерживаете, любите и верите в его успех.

Поэтому старайтесь всеми силами показать своему ребенку, что он для вас очень дорог вне зависимости от результатов его учебы.

Настройтесь на положительный лад и готовьтесь спокойно принять любой результат экзаменационных испытаний.

Старайтесь всеми силами показать своему ребенку, что он для вас очень дорог вне зависимости от результатов его учебы

Шаг в неизвестность

Для того чтобы на экзамене все прошло хорошо, вселите в ребенка уверенность в знаниях.

Для этого можно проводить дома репетиции ЕГЭ — скачать бланки и задания прошлого года, выделить время на выполнение задания и «сдать» экзамен. Дети боятся того, чего не знают, например как заполнить форму.

А после трех-четырех, даже десятка, если потребуется, репетиций сдача экзамена станет привычным действием, а не причиной для стресса.

— Также не стоит бояться обсуждать с ребенком свои ошибки, которые вы совершили в его возрасте. Вообще не стоит создавать образ непогрешимого родителя. Делитесь своим опытом неудач и разочарований.

Для ребенка этот опыт очень важен — он вносит ясность в то, что его ожидает, какие варианты развития событий могут быть.

Для него жизнь после экзаменов еще неизвестность, а вы уже прожили этот этап, — советует Ульяна Шарапова.

Своими словами, поступками ребенка нужно настраивать на спокойное отношение к периоду экзаменов. Обязательно нужно направлять — сам он не справится. Ведь родители, как русло реки, — куда направят, туда ребенок и «потечет».

Выход из тупика

Причины, по которым ребенок (подросток) боится совершить ошибку, могут быть разными. Возможно, он знает, что его будут ругать за это дома или даже наказывать. Возможно, играет роль так называемый «синдром отличника», когда ребенок настолько педантичный, правильный, что любая ошибка для него — крушение его идеального мира. И то и другое, в понимании подростка, тупик. Все, дальше ничего нет.

— Ребенок никогда не должен видеть тупика, он должен понимать, что из любых обстоятельств есть выход, часто несколько, и в его праве выбрать тот, который ему подходит. Любые жизненные неудачи — это не конец света и всей жизни ребенка.

Если ваш выпускник не сдал экзамен, всегда есть возможность сделать это на следующий год, можно пойти учиться в колледж, после — в вуз, — объясняет Ульяна Шарапова. — К сожалению, были случаи, когда у детей случались попытки суицида и сердечные приступы оттого, что они не сдавали экзамен.

Чаще всего это было связано с тем, что они оказывались в тупиковой ситуации и не понимали, что делать. Они не понимали, что если ситуация сложится не так, как все того ожидают, это тоже будет неплохо.

В этой связи, говорит психолог, хочется дать совет родителям: будьте сами уравновешены. Неправильно поступают те мамы и папы, которые во время сдачи детьми экзаменов теряют голову и готовятся к самому худшему.

Такие родители начинают переживать за свое дитя так, что сами теряют здоровье, впадают в депрессию и приобретают болезни.

Тем самым они только наносят ущерб своему ребенку, формируя у него чувство вины и гиперответственности.

Умейте сами принимать удары судьбы стойко. Если все-таки ваш ребенок не сдал экзамены на нужный балл, не стоит устраивать по этому поводу истерик. Будьте спокойны и ищите выход из сложившейся ситуации. Учите такому же отношению и ребенка.

Быть другом

Для того чтобы мир ребенка не замыкался на учебе и провал в этой сфере не казался крушением всего, у вашего сына или дочери обязательно должно быть увлечение. Но позаботиться об этом родители должны заранее — еще в младшей школе, чтобы к выпускному у него сформировался свой круг интересов. Найдите сферу, в которой ваш ребенок будет успешен, ведь неудачи в учебе проявляются не внезапно.

Стресс на экзамене порождает то, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: «Насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями?» А когда жизнь ребенка многогранна, ему всегда можно, к примеру, сказать: «Это ничего, что у тебя тройка или двойка по математике, зато ты быстрее всех в группе плаваешь и однажды станешь чемпионом мира».

При решении проблем ребенка важно учитывать, насколько близко он общается с родителями, доверяет им. Если детско-родительские отношения нарушены, то как бы много мама и папа ни читали книг по психологии, им это не поможет. В подростковом возрасте ребенок уже самостоятельная личность и нужно учитывать, что помощь может быть расценена как поучения и вмешательство в личное пространство.

Поэтому родитель должен подойти к нему с дружеской позиции, ни в коем случае не с назиданием и взглядом сверху.

— Такой стиль общения возможен, если в семье дружеская атмосфера, потому что, если ребенок вдруг в стрессовой ситуации (а подготовка к экзамену и сам экзамен — это большой стресс) не находит поддержки в своей компании сверстников, не находит и дома, он, как мы говорили, оказывается в тупиковой ситуации. Поиск выхода из нее без поддержки родителей может кончиться плохо: уход в малознакомые неблагополучные компании, уход в виртуальную реальность (игромания) и даже уход из жизни, — говорит Ульяна Шарапова.

Во время экзаменационного периода понаблюдайте за ребенком. Возможно, вы думаете, что в вашей семье все хорошо, на самом же деле внутренний конфликт — противоречия «отцов и детей» — просто еще не перешел в открытую стадию.

Проводите дома репетиции ЕГЭ — скачайте бланки и задания прошлого года, выделите время на выполнение задания и «сдайте» экзамен. Дети боятся того, чего не знают, например как заполнить форму

Если ваш ребенок стал очень тревожным перед экзаменами, потерял нормальный сон, у него нарушен аппетит, апатичное настроение, замкнутость, склонность к смене круга общения — новые друзья, уход в интернет, желание все бросить, — пора начать беседовать, выяснять причину тревожности. Конечно, все это универсальные маркеры, которые сигнализируют о том, что с ребенком не все в порядке, есть проблема. Если проблема с учебой, то появятся и другие признаки, например, ребенок перестает делать уроки, пропускает школу и занятия.

Возможно, что дело не только в страхе перед экзаменами. Бывает, что дети боятся сказать родителям, что им не нравится, что они не хотят сдавать тот или иной предмет, поступать туда, куда решили родители.

— Поговорите с ребенком, узнайте, в чем причина такого его поведения. Но важно, чтобы ребенок знал, что будет услышанным, что его мнение ценно для вас, иначе он не пойдет на диалог, — предостерегает психолог.

Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут, безусловно любят и поддержат в любой ситуации.

Режим дня

Психологическому равновесию ребенка помимо гармонии с родителями немало способствует стабильность в подготовке и соблюдение режима дня.

Педагоги рекомендуют разделить сутки на три части: подготовка к экзаменам дома и в школе (8 часов), спорт, прогулки на свежем воздухе (8 часов) и сон (не менее 8 часов). При подготовке к экзамену распределите с ребенком объем материала, составьте план занятий.

Уменьшение объема задач избавит ребенка от ощущения, что он так много еще не успел. Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным, богатым витаминами. Минимум телевизионных передач и работы за компьютером.

Накануне экзамена родители должны обеспечить ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

И самое главное — не повышайте тревожность ребенка своей излишней эмоциональностью. ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которые еще предстоит пройти.

Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Источник: https://sovetskaya-adygeya.ru/index.php/stati/17492-ekzamen-bez-strakha-i-upreka-sovety-psikhologa-po-podgotovke-k-ege

Малыш без страха и упрека

Жизнь с малышом: без страха и упрека
Ваш старший ребенок любит влезать на перила балкона, а младший даже и подойти боится к балконной двери? Каждому родителю хочется иметь смелого, независимого ребенка, и в то же время мы боимся подвергнуть его даже малейшей опасности.

Как найти золотую середину между безрассудством и чрезмерной осторожностью? Ольга просто сбивается с ног, следя за своим двухлетним сорванцом: «Никитка бегает повсюду, падает в каждую яму и протягивает руку каждой встречной собаке. Я его ругаю, но все мои слова проходят мимо него».

Подобная ситуация – это общее правило или исключение из правил?

Вот мнение детского психиатра: «Ребенок – это исследователь. Начиная с самого раннего возраста он изучает окружающий мир, экспериментирует со всем, до чего может дотронуться.

А значит, родителям нужно научиться сопровождать детей в их «отважных приключениях» вплоть до пределов опасности и отвлекать ребенка, как только возникают эти пределы, переключая внимание на другие предметы.

Наказывать его в этом случае практически бесполезно, так как чем больше подавлять стремление ребенка к «приключениям», тем упрямей он становится. Как правило, у ребенка воспитывается сильный, независимый, самостоятельный характер, если родители поощряют его тягу к познаниям, а не ограничивают его все время». Но разница между отвагой и безрассудством очень размыта и не всегда очевидна для родителей.

Можно ли слишком любить своего ребенка?

Тесная, нерасторжимая связь матери и ребенка на первых годах жизни биологична и необходима ребенку. Но некоторые матери выражают свою любовь к ребенку в такой чрезмерной интенсивности, что мешают ему развиваться. Под предлогом того, что мы хотим их защитить от опасностей окружающего мира, мы иногда просто «душим» их своей любовью, насильно заталкивая по свое «крылышко».

Эту грань между любовью просто бдительной и любовью удушающей очень легко перейти. Как правило, это чаще происходит, когда в семье один ребенок. Большинство родителей могут почувствовать эту грань инстинктивно. Но многие матери неосознанно тормозят развитие у ребенка самостоятельности во многом для того, чтобы подольше сохранить свое влияние на него. Они, например, пытаются все делать вместо ребенка, потому что «Так быстрее». Или не дают ему принимать самостоятельных решений, под предлогом того, что «Я знаю, что лучше для тебя!» Такое злоупотребление любовью лишает ребенка так необходимой ему самостоятельности и развивает у него чувство неуверенности в окружающем мире и зависимости от матери.

Вообще, воспитание «по-русски» порой очень парадоксально. На первом году жизни родители поощряют самостоятельное развитие ребенка, гордятся его прогрессом, позволяют ему экспериментировать и исследовать окружающий мир.

Между одним и тремя годами родители вдруг разворачиваются на 180 градусов и начинают постоянно говорить «нет». «Все разрешено» превращается во «Все запрещено».

Результат: ребенок либо полностью подчиняется запретам и превращается в «забитого труса», либо развивает иммунитет к запретам и делает так, как ему хочется, часто переходя границы опасности.

Первые годы жизни малыша являются определяющими. Именно в это время родители закладывают в малыша основы воспитания и помогают развитию личности ребенка. Ключевым является период от одного до 3 лет. Поэтому вплоть до трехлетнего возраста родители должны сопровождать каждый момент жизни малыша. Сопровождать в его «приключениях», но не полностью запрещать их!

После трех лет можно мало-помалу «отпускать» малыша, постепенно предоставляя ему больше свободы и самостоятельности. Но не нужно полностью отпускать малыша, считая, что он сам научится избегать опасностей после первого же неудачного опыта.

Не думайте, что раз обжегшийся малыш начнет сразу опасаться огня. Нет, если он обжегся утюгом, то будет бояться именно утюга, а не, к примеру, свечки или любого другого источника тепла.

Устойчивая ассоциация «любой огонь – боль» формируется только к годам четырем-пяти.

Лучший способ избежать неприятных инцидентов – это объяснять малышу, до какого предела может простираться его смелость. Вместо того чтобы приказать «Не ходи на балкон!», лучше сказать «Это опасно, я пойду вместе с тобой». Позволять ребенку быть смелым, это значит научить его преодолевать его собственные страхи, а не передавать ему свои.

Пора вмешаться папе!

Каждый мужчина по-своему расценивает свои родительские обязанности и манеру поведения по отношению к ребенку.

Но у отцов есть одна общая задача – вклиниться в эту тесную связь «мама-ребенок», чтобы период супер-сплоченности не затягивался слишком надолго.

Причем отец, принимая на себя часть материнской роли, должен служить здесь как примером для малыша, так и поддержкой. В интересах матери помочь отцу побыстрее сплотиться с малышом:

1. Позвольте отцу разделить с вами часть обязанностей по уходу и воспитанию ребенка (купание, прогулка, кормление), даже если вам кажется, что вы бы это сделали лучше.

2. Позволяйте отцам делать «по-своему» то, что они считают нужным. Именно видя большую разницу между отцом и матерью, ребенок многому учится.

3. Прислушивайтесь, если муж вам говорит, что вы слишком оберегаете ребенка или делаете из него «маменькиного сынка» . Со стороны виднее, и отцы в этом часто правы.

Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=3749

Для родителей
Добавить комментарий